В трудах какого ученого содержится антропологический подход

В трудах какого ученого содержится антропологический подход thumbnail

Понятие и значение антропологического подхода в воспитании

Антропологический подход в педагогике развивался на протяжении ряда лет. Он остается актуальным и в современном обществе. Текущей тенденцией развития в сфере педагогики является применение этого подхода. Этот подход возник в конце 60-ых – начале 70-ых годов 20-го столетия.

Антропологический подход основывается на принципе антропологического обоснования образования и воспитания. Педагогическая антропология была наполнена смысловым и содержательным значением К. Д. Ушинским. Появление этого понятия связано с переосмыслением основных взглядов и подходов в учебно-воспитательной сфере деятельности. Он связан с переходом к гуманистической направленности воспитания и переориентации воспитательного процесса на личностный приоритет.

Педагогическая деятельность представляет собой процесс, имеющий целостный и нерушимый характер и способный оказать целостное, комплексное воздействие на развитие чувственной и волевой сферы личности человека, совершенствование всех сторон его развития: физической, духовной, нравственной, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. Огромное значение в педагогической антропологии отводится развитию самостоятельности и выбору сферы деятельности.

Антропологический подход занимает ведущее место в педагогической науке, а антропологическое знание является фундаментом профессиональной подготовки педагога. Педагогическая антропология продолжает развиваться и совершенствоваться в виде отрасли человековедения. Она выполняет функцию комплексного знания о ребенке, как организме, имеющем целостное структурное строение и выступающем полноправным участником воспитательного процесса.

На современном этапе развития, антропологический подход связан с защитой и принятием воспитанника в роли субъекта воспитания, которое организуется посредством создания условий для оптимального применения методик и технологий воспитания, позволяющих учащимся принимать активное участие в воспитательном процессе и способствовать его преобразованию. В этом процессе, учащийся постигает себя, как личность с индивидуальными качествами, являющуюся целостной структурой и развитой системой. Это позволяет рассматривать человека как существо, воплощающееся в гармонии социального и биологического бытия.

Замечание 1

Антропологический подход рассматривает воспитательный процесс как способ существования и развития личности, при котором самореализация и самоутверждение осуществляются посредством свободного выбора действий, через волевое становление, внимание, восприятие, умение справится с трудностями, препятствиями и противоречиями на основе протекания мыслительной деятельности.

Рисунок 1. Антропологический подход к воспитанию личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональное значение антропологического подхода в педагогике

Антропологический подход на современном этапе общественного развития применяется для поиска новых путей и направлений развития педагогического знания, а также совершенствования учебно-воспитательной деятельности.

Для понимания значимости и важности использования антропологического подхода следует рассмотреть его основные функции. К ним относятся:

  1. Гносеологическая функция. Эта функция связана с применением педагогического научного знания для познания окружающей действительности. Эта функция имеет важное значение в педагогическом процессе и определяет выбор методов исследования и форм деятельности. Познавательный процесс имеет свою логику построения, что позволяет пройти процесс познания поэтапно: с момента ощущения, до определения закономерностей процесса познания. Реализация данной функции в антропологическом подходе предполагает определений теоретического и методологического фундамента исследовательской деятельности. педагогическая наука неразрывно связана с антропологией и не может существовать без опоры на антропологический аспект. Это проявляется в ее гуманитарной и социальной направленности. Эта функция является первостепенной в антропологическом подходе. Она выражает его общее мировоззрение и содержание.
  2. Нормативно-праксиологическая функция. В данном случае, функциональная роль антропологического подхода проявляется в системе положений, основанных на педагогической теории, которые служат базой для организации практической учебно-воспитательной деятельности. Иными словами, антропологический подход выступает методологическим итогом педагогической теории и практики построения образовательной деятельности. Поскольку праксиология характеризует направление человеческой деятельности, то роль этой функции сводится к установлению основных правил и норм организации прохождения процессов образования и воспитания, а также сути этого процесса.
  3. Прогностическая функция. Ее выполнение связано с разработкой планов и прогнозов прохождения педагогической деятельности, процессов и явлений. Прогнозы имеют важное функциональное значение в педагогике, поскольку выступают элементом предвиденья развития образования и воспитания в конкретный временной период. Функция определяет порядок и методику выдвижения и обоснования возможных направлений и путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и конкретизирует выбор деятельности, отвечающей требованиям целесообразности. Прогнозирование происходит на основе предварительного анализа протекания учебно-воспитательного процесса и функционирования педагогической системы в целом. Анализ проводится на основе данных о протекании учебного и воспитательного процесса по различным направлениям, в различных сферах и на разных этапах общественного развития. Рассматриваются цели, задачи, методика воспитания, модели и идеалы учебно-воспитательной работы.

Замечание 2

Комплекс функций антропологического подхода представляет собой методологический фундамент теоретического концептуального учения и практики образовательной деятельности.

Источник

Антропологический подход — особый стиль научного и практического мышления, возникший в конце 1960-х – начале 1970-х гг. на стыке философии и педагогики и осуществляющийся в соответствии с рядом научных принципов:

  • • синергетическим;
  • • антропологическим Л. Фейербаха;
  • • дополнительности Н. Бора;
  • • плюрализма теорий и исследовательских программ В. Дильтея;
  • • равноправия философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей В. А. Сластенина;
  • • целостности;
  • • историчности; и др.
Читайте также:  Что содержится в яблоках в каком количестве

«Антропологический подход» — термин, чрезвычайно популярный в современной педагогике, бытующий в научно-педагогическом словаре как близкий но смыслу термину «гуманистический подход». И это неудивительно: в переводе на русский язык корни латинского и греческого слов «гуманистический» и «антропологический» обозначают одно и то же — «человек». В связи с этим и названные подходы должны быть едва ли не синонимами. Однако анализ практики употребления названных терминов свидетельствует о некотором различии в их смыслах.

Гуманистический подход акцентирует внимание педагога на том, что ребенок как всякий человек — это социальное существо, член общества и, воспитывая его, следует исходить из следующих установок:

  • • все люди равны в своих основных правах;
  • • всякий человек заслуживает любви;
  • • особенно необходима любовь ребенку как существу слабому, нуждающемуся в понимании, защите, поддержке и т.п.

Гуманистический подход — скорее принцип педагогической деятельности, а антропологический — научное обоснование целостного (гуманного по своей сути) педагогического мировоззрения, методология научного исследования и организации педагогического процесса. Анализ показывает, что антропологический подход дает возможность ребенку полноценно проживать каждый период детства, последовательно решать возрастные задачи, успешно социализироваться, сохранять и развивать свою индивидуальность, целостно развиваться.

Для разработки антропологического подхода большое значение имели работы немецких философов (О. Больнов, М. Бубер, X. Вулф, Г. Рот, И. Дерболав, В. Лох, Д. Камиер,

В. Клафка, М. Я. Лангевелд, Р. Лассан, Э. Левинас, Л. Мел- ленхауэр, А. Флитнер и др.), российских ученых — философов, педагогов, психологов (В. С. Барулин, Б. М. Бим-Бад, П. С. Гуревич, Г. Б. Корнетов, В. И. Максакова, А. П. Огурцов, Л. К. Рахлевская, Л. Л. Редько, В. А. Сластенин, Л. А. Степашина, Н. В. Филинова, Е. Н. Шиянов и др.).

Модели и технологии воспитания, отвечающие сущности антропологического подхода, разрабатывали и осуществляли Ш. А. Амонашвили, В. М. Богуславский, Л. В. Банков, В. А. Караковский, А. Г Каспржак, А. А. Католиков, А. И. Мещеряков, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, А. Н. Тубельский, С. Френе, Р. Штайнер и др.

Антропологический подход ориентируется на аксиологию (систему ценностей), опирается на аксиоматику (незыблемые представления) и культивирует антропологически грамотную педагогическую технологию.

Основными ценностями антропологического подхода являются:

  • • человек, его жизнь и здоровье, индивидуальность и целостное развитие;
  • • каждый ребенок в отдельности и детское население страны в целом, поскольку дети выполняют в жизни человечества особую функцию: они делают взрослых более гуманными, заботливыми, нежными, обеспечивают им реальное и идеальное бессмертие. Дети психологически поддерживают взрослых (внушают им оптимизм, самоуважение, ответственность и пр.), стимулируют их креативность и разностороннее развитие;
  • • противоречивость человека как движущая сила развития, совершенствования человека/ребенка;
  • • полноценность проживания каждого возрастного периода детства, поскольку детство в большинстве случаев имеет определяющее, фундаментальное значение для будущего ребенка;
  • • свобода и ответственность как право и обязанность каждого участника образовательного процесса;
  • • культура, поскольку она заполняет пространство и время жизни человека/ребенка;
  • • воспитание, поскольку оно создает условия для совершенствования человеческого в человеке;
  • • сотрудничество как главный принцип совместной жизни людей друг с другом, поскольку оно позволяет стимулировать взаимное совершенствование.

Основные аксиоматические положения антропологического подхода изложены в предыдущих главах. Повторим самое важное.

  • 1. Природа ребенка по сути совпадает с природой взрослого, а по форме проявления зависит от генеральных особенностей конкретного возраста. Поэтому ребенок потенциально может являться полноправным, в определенной мере автономным, участником педагогического процесса и всегда во многом определяет его эффективность. В силу этого в процессе воспитания дети и взрослые взаимозависимы, являются в определенном смысле условием бытия и развития друг друга.
  • 2. По своей природе любой человек (и ребенок) — существо целостное, сверхсложное, во многом загадочное, до конца непредсказуемое, противоречивое. Природа человека одновременно материальна и духовна, разумна и креативна, динамична и консервативна, социальна и индивидуальна. Любой человек (и ребенок) — это и живой, активный организм, и существо разумное, владеющее речью и способностью мыслить, и личность, обладающая потребностью и способностью ориентироваться на другого человека (не только близких, знакомых, реальных, но и далеких, незнакомых, воображаемых людей), на высшие нематериальные ценности, самосовершенствоваться, воспитываться и быть воспитанным. В этом смысле любой ребенок независимо от возраста, характера, успеваемости, других индивидуальных особенностей равен взрослому. Он не только и не столько «будущий», сколько вполне «настоящий» человек, имеющий определенные права и обязанности перед собой и другими.
  • 3. Имея общую со взрослыми природу, дети проявляют и реализуют ее несколько иначе. Их организм более, чем у взрослых, хаотичен, чувствителен к космическим и природным явлениям. Дети более пластичны, адаптивны, максимально активны в освоении окружающего, в овладении физическими и социальными условиями своей жизни, в созидании внутреннего мира. Ребенку больше, чем взрослому, свойственна неравновесность развития, а изменения, происходящие с детьми, более наглядны и интенсивны. Дети более непосредственно отзываются на воздействие искусства, острее переживают все эмоции. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка, с одной стороны, взаимно определяют друг друга, а с другой — обусловливаются нс только и нс столько внутренними, врожденными особенностями, сколько сен- зитивностью к внешним социокультурным условиям.
  • 4. Дети отзывчивы к общению со взрослыми и сверстниками; к разнообразной деятельности, в особенности — к познанию, игре, творчеству; к интеллектуальной, эмоциональной и ценностной атмосфере окружающей среды; к насыщенности жизни событиями, впечатлениями и пр. Отзывчивы дети и на конкретные особенности той воспитательной системы, в которую они оказываются включены.
  • 5. Любой период жизни человека объективно и субъективно ценен, но детство в большинстве случаев имеет определяющее, фундаментальное значение для его будущего, что вступает в противоречие с восприятием самого ребенка, для которого детство — это прежде всего чрезвычайно актуальная, но при этом во многом несовершенная реальность.
Читайте также:  Цистеин в каких лекарствах содержится

Последнее положение обусловливает предпочтение определенных педагогических технологий воспитания, осуществляемого в парадигме антропологического подхода — технологий, превращающих воспитание в процесс не столько воздействия старших на младших, сколько в пространство их совместного бытия, диалога, содействия, взаимного движения взрослого и ребенка навстречу друг другу. В частности, антропологичными являются организация обучения без школьной отметки (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков,

С. Френе, Р. Штайнер и др.), организация учебной деятельности как совместно-распределенной, коллективной (В. В. Давыдов, И. Б. Первин и др.), организация содействия взрослого и ребенка друг другу (А. И. Мещеряков), «коммунарская методика» (И. П. Иванов, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и др.), «ненасильственная педагогика» (В. А. Ситаров и др.), «игровая педагогика» (Н. П. Аникеева, О. С. Газман, С. А. Шмаков и др.); психолого-педагогическая поддержка ребенка (М. В. Битянова,

О. С. Газман, И. К). Шустова, С. М. Юсфин и др.), организация инклюзивного образования (А. В. Суворов и др.). Для этих технологий характерны демократические процедуры принятия решений; поддержка осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; делегирование определенных воспитательных функций детям; введение традиций смены организационных лидеров, совместного планирования, коллективной рефлексии; насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством.

Специальные исследования показывают: педагог с антропологическим мировоззрением, присвоивший ценности и научно обоснованную аксиоматику антропологического подхода, владеющий антропологически адекватными технологиями своей деятельности, во многом отличается от своих коллег:

  • • он «детоцентричен», для него характерны эмпатия, ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, личностная заинтересованность в развитии ребенка как человека, а не только как существа обучающегося (в широком смысле этого слова). В связи с этим он видит смысл и цель своей деятельности не столько в сообщении детям некоторой информации, приучении их к дисциплине, развитии отдельных индивидуальных особенностей, сколько в превращении ребенка в счастливого (деятельного, целеустремленного по К. Д. Ушинскому) человека, в содействии совершенствованию ребенка как целостного существа;
  • • он способен мыслить диалектически, обнаруживать противоречия педагогических явлений, вербализовать принципы своей деятельности, осуществлять целеполага- ние и рефлексию своей деятельности, адекватно оценивать промежуточные и итоговые результаты педагогического процесса, ориентироваться на дальнюю, среднюю и ближнюю жизненные перспективы детей;
  • • он умеет строить свою педагогическую деятельность как сотрудничество не только с детьми, но и их родителями, а также с коллегами, администрацией. Он добивается совпадения представлений взрослых и детей о совершенном человеке, достойном поведении, добре и зле и пр.;
  • • он относится ко времени как значимому фактору воспитания и самовоспитания: осуществляет своевременные, адекватные возрасту воспитанников, педагогические действия; разумно экономит и уплотняет педагогически организованное время; устанавливает для себя и детей разумный режим труда и отдыха; учитывает колебания индивидуальных и коллективных биоритмов;
  • • он умеет осознанно и системно строить воспитательный процесс, опираясь на индивидуальные особенности, жизненный опыт и интересы практически каждого ребенка, включать его в процесс преодоления трудностей относительно высокого уровня, авансировать успех;
  • • он умеет насыщать пространство жизни детей не только трудовой, учебной и познавательной деятельностью, но и в меру разнообразными впечатлениями, игрой, разновозрастным и разноуровневым общением, ненасильственно утверждать в детской среде атмосферу солидарности, сопереживания, внимания, уважения и терпимости друг к другу, доверительного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведениям);
  • • он полноценно реализует свою собственную человеческую природу и в то же время остро ощущает свой педагогический долг и ответственность.
Читайте также:  В каких витаминах содержится молибден

Овладение антропологическим подходом, который кажется совершенно естественным и здравым, требует тем не менее серьезных усилий со стороны воспитателя и сопряжено с преодолением им определенных трудностей. Главная трудность для взрослого в овладении антропологическим подходом заключается в том, что приходится пересматривать укорененные, но не соответствующие современной ситуации воспитания детей стереотипы, а затем менять себя: культивировать в себе оптимизм, терпение, толерантность, самокритичность, способность к рефлексии, а также совершенствовать свое умение поставить себя на место ребенка, свое чувство юмора, меры, такта, усмирять свои амбиции и т.д.

Источник

Основные термины (генерируются автоматически): антропологический подход, концепция, методологический подход, методологическое знание, педагогическая теория, теория, философская антропология, научное знание, подход, мировоззренческая позиция.

Похожие статьи

Методологическая ситуация в правоведении (современный аспект)

Инструментальная теория — это универсальный методологический подход, позволяющий изучать разные явления правовой жизни.

Волгоград: Изд-во Волгоградского педагогического ун-та, 1998. Керимов Д. А. Методология права.

Основные методологические подходы в педагогике

Основные методологические подходы в педагогике. Автор: Ахвердиев Камиль Н.

7.Антропологический подход.

4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально0педагогической культуры преподавателя высшей школы.

Формирование этических, эстетических… | «Молодой

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философскопедагогический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный).

Антропологическое измерение научной картины мира

Структуру этой системы образуют философские и научные принципы, представляющие собой «превращенные формы» практики и выступающие в научном познании в качестве методологического знания.

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов…

Педагогическая антропология, в центре внимания которой находится сущность человека и его образование, обобщая различные научные знания о человеке в аспекте воспитания, в настоящее время

во-первых, это — холистский подход к миру как к целостной системе

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…

Историко-философские подходы в развитии парадигмы цивилизаций. Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

Именно системный подход к инновационным преобразованиям отличает деятельность многих образовательных коллективов сегодня.

Гуманитарность выступает в качестве паттерна, связанного с философскоантропологическими детерминантами бытия.

Культурная антропология как система понятий и факторов…

С этой точки зрения понятие «культура» нужно использовать не как теорию или модель

Мировоззренческие факторы. Врамках культурной антропологии стали исследоваться

Вэтот период происходят серьезные изменения в сфере философского и научного познания

Методологические проблемы исследования формирования…

Ключевые слова: креативное пространство, креативность, город, методологический подход. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16–33–00035.

Похожие статьи

Методологическая ситуация в правоведении (современный аспект)

Инструментальная теория — это универсальный методологический подход, позволяющий изучать разные явления правовой жизни.

Волгоград: Изд-во Волгоградского педагогического ун-та, 1998. Керимов Д. А. Методология права.

Основные методологические подходы в педагогике

Основные методологические подходы в педагогике. Автор: Ахвердиев Камиль Н.

7.Антропологический подход.

4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально0педагогической культуры преподавателя высшей школы.

Формирование этических, эстетических… | «Молодой

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философскопедагогический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный).

Антропологическое измерение научной картины мира

Структуру этой системы образуют философские и научные принципы, представляющие собой «превращенные формы» практики и выступающие в научном познании в качестве методологического знания.

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов…

Педагогическая антропология, в центре внимания которой находится сущность человека и его образование, обобщая различные научные знания о человеке в аспекте воспитания, в настоящее время

во-первых, это — холистский подход к миру как к целостной системе

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…

Историко-философские подходы в развитии парадигмы цивилизаций. Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

Именно системный подход к инновационным преобразованиям отличает деятельность многих образовательных коллективов сегодня.

Гуманитарность выступает в качестве паттерна, связанного с философскоантропологическими детерминантами бытия.

Культурная антропология как система понятий и факторов…

С этой точки зрения понятие «культура» нужно использовать не как теорию или модель

Мировоззренческие факторы. Врамках культурной антропологии стали исследоваться

Вэтот период происходят серьезные изменения в сфере философского и научного познания

Методологические проблемы исследования формирования…

Ключевые слова: креативное пространство, креативность, город, методологический подход. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16–33–00035.

Источник