В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот

В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот thumbnail

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Сообщение

№ 53
КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению
и самоизреживанию.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Задание

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Почему внутривидовая конкуренция имеет более ожесточённый характер?

2) Что партнёры извлекают (получают) из взаимовыгодных отношений? Объясните на конкретном примере.

3) К чему приводит вытеснение одних особей другими в результате конкуренции?

№ 54
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Водная среда обитания была первой освоена организмами. Она имеет высокую плотность, давление, малое содержание кислорода. Высокая плотность создаёт опору для тела. Так, одноклеточные водоросли, простейшие, медузы имеют выросты на теле, увеличивающие площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает их плавучесть. Другие водные обитатели, например рыбы, удерживают тело в толще воды при помощи плавательного пузыря. Сопротивление воды организмы преодолевают благодаря обтекаемой форме тела и плавникам. Недостаток кислорода в воде компенсируется жаберным дыханием или дыханием через поверхность тела.

Наземно-воздушная среда обитания характеризуется низкой плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Ей присущи значительные перепады температуры и неравномерное распределение влаги. Обитатели наземно-воздушной среды имеют ряд общих черт строения. Так, у растений и животных развились опорные и проводящие системы, механизмы терморегуляции и дыхания, защитные образования, помогающие сберечь влагу. Большинство обитателей наземно-воздушной среды активно передвигаются, в связи с чем у них появились рычажные конечности, а у некоторых – крылья и выросты, обеспечивающие полёт.

Почвенная среда обитания характеризуется высокой плотностью, отсутствием света, незначительными температурными колебаниями, низким содержанием кислорода и высоким – углекислого газа. Для почвенных организмов характерны небольшие размеры тела, прочные кожные покровы, недоразвитость или отсутствие органов зрения.

Задание

Используя содержание текста “Среды обитания организмов”, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления имеются у животных, освоивших водную среду обитания?

2) Какие физико-химические особенности характерны для наземно-воздушной среды обитания?

3) Какая существующая в природе среда не упомянута в приведенном тексте?

№ 55
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Задание

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на следующие вопросы.

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Задание

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Задание

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.

1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

№ 56
КРУГОВОРОТ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

В биосфере, как и в каждой экосистеме, постоянно осуществляется круговорот углерода, азота, водорода, кислорода, фосфора, серы и других химических элементов.

Растения получают азот в основном из разлагающегося мёртвого органического вещества посредством деятельности бактерий, которые превращают азот белков в усвояемую растениями форму. Другой источник – свободный азот атмосферы – растениям непосредственно недоступен. Но его связывают, т.е. переводят в другие химические формы, некоторые группы бактерий, они обогащают им почву. Естественная фиксация азота успешно используется в сельском хозяйстве, например, при внесении определённых видов цианобактерий на рисовые поля.

Многие растения находятся в симбиозе с азотфиксирующими бактериями, образующими клубеньки на корнях. Перерабатывая отмершие растения или трупы животных, бактерии превращают азот органических соединений в газообразный и вновь возвращают его в атмосферу.

Углекислый газ поглощается растениями в процессе фотосинтеза, он преобразуется в углеводы и далее – в другие органические соединения.
В их составе углерод затем поступает в цепи питания и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива. Часть углерода накапливается в почве в виде органических соединений. В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и её растворимых солей.

В процессе круговорота углерода в биосфере образовались энергетические ресурсы: нефть, каменный уголь, горючие газы, которые широко используются человеком.

Задание

Используя содержание текста «Круговорот химических элементов», ответьте на следующие вопросы.

1) В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма?

2) Какие процессы, происходящие в организмах, влияют на повышение концентрации углекислого газа в атмосфере?

3) Какой из способов повышения плодородия почвы и увеличения урожайности культурных растений, основанный на круговороте химических элементов, Вы можете назвать, опираясь на текст?

 
Перейти на другой форум:

Источник

Выполнила: учитель химии и биологии ГБОУ СОШ №880 Лунина Наталия Александровн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: учитель химии и биологии ГБОУ СОШ №880 Лунина Наталия Александровн

Описание слайда:

Выполнила: учитель химии и биологии ГБОУ СОШ №880 Лунина Наталия Александровна Презентация по биологии для 9 класса на тему:

2 слайд

Ознакомиться с азотсодержащими продуктами питания Узнать значение азота в жив

Описание слайда:

Ознакомиться с азотсодержащими продуктами питания Узнать значение азота в живых организмах Рассмотреть виды и функции белков Выявить последствия дефицита и избытка азота

3 слайд

Продукты животного происхождения: мясо, рыба, птица, молоко и молочные продук

Описание слайда:

Продукты животного происхождения: мясо, рыба, птица, молоко и молочные продукты. Продукты растительного происхождения: горох, соя, чечевица, орехи, грибы. Основные источники поступления в животный организм азота

4 слайд

В животном организме содержится 10 –17% азота (по массе), в шерсти и рогах –

Описание слайда:

В животном организме содержится 10 –17% азота (по массе), в шерсти и рогах – около 15%. Азот в животных организмах Хотя название «азот» означает «не поддерживающий жизни», на самом деле – это необходимый для жизнедеятельности элемент. Животные и человек получают азот в виде белков и других азотсодержащих продуктов из растений и животных. Азот необходим для процессов обмена веществ. Все важнейшие части клеток (цитоплазма, ядро, оболочка и др.) построены из белковых молекул.

5 слайд

Белки – необходимая составная часть питания человека и животных. В желудочно-

Описание слайда:

Белки – необходимая составная часть питания человека и животных. В желудочно-кишечном тракте они расщепляются и всасываются в виде аминокислот и низкомолекулярных пептидов, из которых организм строит свои собственные аминокислоты и белки Некоторые необходимые для жизни аминокислоты (так называемые незаменимые аминокислоты: организм человека синтезировать не способен и получает их с пищей в «готовом» виде. Аминокислота

6 слайд

Строительные белки Виды белков Цитоплазматическаямембрана Волосы - 99% белка

Описание слайда:

Строительные белки Виды белков Цитоплазматическаямембрана Волосы – 99% белка Соединительная и мышечная ткань – 70% белка

7 слайд

Транспортные белки Сократительные белки Белки гормоны и ферменты Защитные бел

Описание слайда:

Транспортные белки Сократительные белки Белки гормоны и ферменты Защитные белки – антитела Виды белков

8 слайд

Белки – рецепторы Все нуклеиновые кислоты – это азотосодержащие вещества ДНК,

Описание слайда:

Белки – рецепторы Все нуклеиновые кислоты – это азотосодержащие вещества ДНК, все виды РНК и АТФ Белки способные узнавать чужеродные антигены (белок гликопротеин)

9 слайд

В организмах плотоядных животных свой  белок образуется за счёт потребляемых

Описание слайда:

В организмах плотоядных животных свой  белок образуется за счёт потребляемых белковых веществ, имеющихся в организмах травоядных животных и в растениях. Анорексия – психосоматическое заболевание, самый распространенный недуг манекенщиц. Болезнь может приводить к белково-энергетической недостаточности. Около 80 % больных анорексией — девушки в возрасте 12—24 лет. Ограничение белков До лечения После лечения

10 слайд

Почвенные микроорганизмы легко превращают мочевину в аммиак путем гидролиза:

Описание слайда:

Почвенные микроорганизмы легко превращают мочевину в аммиак путем гидролиза: СО (NH2)2 + Н2О = 2NН3 + СО2. . Из организма азот выводится вместе с мочой, калом, выдыхаемым воздухом, а также с потом, слюной и волосами. В животных организмов вывода излишков азота происходит путем отщепления аминов (NH2) от органических соединений и выделения их в окружающую среду в виде аммиака NH3, В организме аммиак соединяется с углекислым газом и получается мочевина и вода, хотя частично остается и аммиак. Выведение излишков азота

11 слайд

ЭКСКРЕЦИЯ (выделение), выведение из организма веществ, которые образовались

Описание слайда:

ЭКСКРЕЦИЯ (выделение), выведение из организма веществ, которые образовались в процессе МЕТАБОЛИЗМА. В организме человека массой 70 кг содержится примерно 1,8 кг азота. Содержание азота в крови составляет 3077 мг/л, в волосах – 140 000–157 000 мг/кг, а в ногтях – 146 000–148 000 мг/кг. Суточное потребление азота с продуктами питания составляет 13–16 г. В белке животных и человека содержится 16 — 17% азота. В состав белков человеческого организма входят только 20 аминокислот, хотя в природе их известно около 180, причем 10 из них являются незаменимыми для человека и должны обязательно поступать в организм с животной и растительной пищей. Это интересно Это интересно

12 слайд

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/61972/%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82 Власова З.А

Описание слайда:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/61972/%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1%82 Власова З.А. Биология. Справочник школьника Мамонтов, Захаров, Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс» https://ruscopybook.com/biology/9_class/

Выберите книгу со скидкой:

В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот

Курс повышения квалификации

В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма азот

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

    Азот является одним из главных
элементов жизни, он находится в человеческом организме и необходим нам для
роста и  питания, также имеет важное
значение для жизни растений и животных, поскольку он входит в состав белковых
веществ. Данная  презентация поможет
учащимся узнать, что такое белки, рассмотреть их функции и виды, ограничения
белков и их последствия. Несмотря на необходимость азота для всего живого, он
может оказать пагубное влияние. Мы рассматриваем этот процесс как экскреция
(выделение), выведение из организма веществ, которые образовались в процессе
метаболизма. Для избегания  такого
процесса, мы рассмотрим суточную потребность азота и продукты питания,
включающие в себя этот химический элемент.

Общая информация

Номер материала:

51980033132

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Обратно в Витамины и минералы

Обмен веществ

Азот – один из элементов-органогенов (т.е. из которых в основном состоят все органы и ткани), массовая доля которого в организме человека составляет до 2,5%. Азот является составной частью таких веществ, как аминокислоты (а, следовательно, пептидов и белков), нуклеотиды, гемоглобин, некоторых гормонов и медиаторов.

Биологическая роль азота

Чистый (элементарный) азот сам по себе не обладает какой-либо биологической ролью. Биологическая роль азота обусловлена его соединениями. Так в составе аминокислот он образует пептиды и белки (наиболее важный компонент всех живых организмов); в составе нуклеотидов образует ДНК и РНК (посредством которых передается вся информация внутри клетки и по наследству); в составе гемоглобина участвует в транспорте кислорода от легких по органам и тканей.

Некоторые гормоны также представляют собой производные аминокислот, а, следовательно, также содержат азот (инсулин, глюкагон, тироксин, адреналин и пр.). Некоторые медиаторы, при помощи которых «общаются» нервные клетки также имеют в своем составе атом азота (ацетилхолин).

Такое соединения как оксид азота (II) и его источники (например, нитроглицерин – лекарственное средство для снижения давления) воздействуют на гладкую мускулатуру кровеносных сосудов, обеспечивая ее расслабление и расширение сосудов в целом (приводит к снижению давления).

Пищевые источники азота

Не смотря на доступность азота для живых организмов (составляет почти 80% атмосферы нашей планеты), человеческий организм не способен усваивать азот в такой (элементарной) форме. В организм человека азот в основном поступает в составе белков, пептидов и аминокислот (растительных и животных), а также в составе таких азотсодержащих соединений, как: нуклеотиды, пурины, и др.

Дефицит азота

Как явление никогда не наблюдают дефицит азота. Поскольку организму в элементарной форме он не нужен, дефицита, соответственно, никогда и не возникает. В отличие от самого азота, дефицит веществ его содержащих (прежде всего белков) явление достаточно частое.

Причины дефицита азота

  • Нерациональная диета, содержащая недостаточное количество белка или неполноценного по аминокислотному составу белка (белковое голодание);
  • Нарушение переваривания белков в желудочно-кишечном тракте;
  • Нарушение всасывания аминокислот в кишечнике;
  • Дистрофия и цирроз печени;
  • Наследственные нарушения обмена веществ;
  • Усиленное расщепление белков тканей;
  • Нарушение регуляции азотистого обмена.

Последствия дефицита азота

  • Многочисленные расстройства, отражающие нарушения обмена белков, аминокислот, азотсодержащих соединений и связанных с азотом биоэлементов (дистрофия, отеки, различные иммунодефициты, апатия, гиподинамия, задержка умственного и физического развития и пр.).

Избыток азота

Как и дефицит, избыток азота как явление не наблюдается никогда – можно говорить только об избытке веществ, его содержащих. Наиболее опасно, когда азот поступает в значительных количествах в организм человека в составе токсичных веществ, например, нитратов и нитритов.

Причины избытка азота

  • Несбалансированная диета по белку и аминокислотам (в сторону увеличения последнего);
  • Поступление азота с токсичными компонентами пищевых продуктов (в основном нитраты и нитриты);
  • Поступление азота с токсичными веществами различного происхождения (оксидами, аммиаком, азотной кислотой, цианидами и пр.).

Последствия избытка азота

  • Повышение нагрузки на почки и печень;
  • Отвращение к белковой пище;
  • Клинические признаки отравления токсичными азотсодержащими веществами.

Суточная потребность в азоте: 

10-20 г (соответствует 60-100 г белка в сутки)

Обратно в Витамины и минералы

Источник