Виадуки это продукт какого искусства
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2019; проверки требуют 20 правок.
Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
История[править | править код]
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя[1].
Известно, что в Древней Греции также строились акведуки.
Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос.
Этот акведук историк включил в список чудес света[2].
Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов[3] и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). В действительности известны сифон в Пергаме, относящийся ко времени правления Эвмена II (197—159 годы до н. э.) и более 20 сифонов, относящихся ко времени Римской империи, главным образом на территории современной Франции[4].
Акведуки Древнего Рима[править | править код]
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (Айфельский акведук в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.
При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.
В 537 году, когда осаждавшие готы во главе с Витигесом оцепили Рим, они пересекли все четырнадцать водопроводов. Вследствие этого защищавший Рим византийский полководец Велизарий (помня о Неаполе, который он взял, проникнув ночью через водопровод) приказал заделать в городе отверстия их камнями. Таким образом великолепные водопроводы Рима были все повреждены; в первый раз с незапамятных времен город перестал получать из них воду. С того времени начали приходить в разрушение и римские бани (термы); водопроводами же мало-помалу римляне стали пользоваться как строительным материалом. [5]
Папа Григорий Великий (590 – 604) много раз пытался привлечь представителя византийского императора в Италии к необходимости восстановления водопроводов в Риме. По-видимому, этот чиновник действительно был облечен в Равенне древним саном графа водопроводов. Но затем ничего другого более не воспоследовало; водопроводы по-прежнему были предоставлены разрушению и, кроме не имевших значения попыток к исправлению их, ни один из водопроводов не был восстановлен. [6]
Дальнейшее развитие системы акведуков[править | править код]
Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.
Одним известным исключением был канал Нью-Ривер[en], искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Его длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволяло строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.
В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Катскилл[en] доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Колорадо[en], который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.
Акведуки в России[править | править код]
Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотечного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще два:
- Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (разрушен при реконструкции шоссе в период между 2003—2006 годами);
- Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).
Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Арык
- Виадук
- Дюкер
- Мост
- Летающий паром
- Путепровод
- Эстакада
Ссылки[править | править код]
- Акведук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
В переводе с латинского слово «акведук» означает «водопровод», то есть техническое сооружение для снабжения населенного пункта водой, своего рода искусственный канал. Наибольшее количество акведуков было построено древними римлянами. Императорский Рим снабжали водой 11 акведуков — такой роскоши не было ни у одной столицы европейского государства. Правда, возводились акведуки в общей сложности в течение 500 лет, их протяженность составила 350 километров. И почти все они были спрятаны в землю.
До сих пор ученые ломают головы над загадкой:
как древним строителям удавалось сохранять наклон на многокилометровом пути акведуков?
Остатки римского акведука Айфеля, ведущего в Кёлън (Германия). Длина 95 км
Совсем недавно английские кинооператоры, которые вели съемки старой разрушенной часовни недалеко от Рима, наткнулись на закрытую дверь. Открыв ее, они обнаружили подземный лаз. Спустившись на глубину трех метров, они попали в необычное подземное сооружение. В обе стороны вел подземный ход, облицованный камнем, он был заполнен водой примерно на 30-50 сантиметров.
Куда ведет удивительный подземный ход?
По колено в воде они двинулись вперед. Над головой — каменный свод, никаких надписей, никаких указателей. Через несколько десятков метров они вышли в сводчатое помещение. Двигаться дальше было слишком рискованно, и они выбрались на поверхность.
Тоннель акведука Траяна в Риме. Длина 25 км
Поработав в архивах, английские кинооператоры поняли, что нашли акведук, сооруженный примерно 1900 лет назад, в эпоху правления императора Траяна. Как выяснилось позднее, акведук начинался около озера Браччано, его общая длина составила 25 километров. Он проходил под землей, поэтому со временем о нем забыли. Оканчивался акведук в Риме на холме Яникул. Как отметили гидрологи, бассейн, на который наткнулись операторы, выполнял роль отстойника, в нем вода проходила фильтрацию от грубых примесей. В древних записях были обнаружены также сведения, что 24 июня 109 года на открытие акведука приезжал император Тра- ян, который во многом способствовал развитию Рима.
Для защиты воды от загрязнений римляне прятали акведуки под землю, стены и потолок которых покрывали камнем. Их прокладку держали в строжайшем секрете, чтобы противник не смог через них незаметно пробраться в город.
Самый длинный римский акведук был протянут во II веке в Карфаген, ныне это территория современного Туниса. Его общая длина составила 141 километр.
Римский акведук вПон-дю-Гаре (Франция). Длина около 50 км
Римские акведуки были сложными архитектурными и технологическими сооружениями. Они исправно выполняли свою функцию многие столетия уже после падения Римской империи, не устарели и через 1000 лет. Их отличала удивительная точность. Например, акведук Пон-дю-Гар в Провансе, ныне Франция, имел уклон всего 34 сантиметра на каждый километр пути. В общей сложности он спускал воду с высоты 17 метров при всей его длине 50 километров. Транспортировка воды за счет силы тяжести в те времена была очень эффективна. Через Пон-дю-Гар вдень протекало до 20 тысяч кубометров воды. Через препятствия в виде глубоких оврагов возводили арочные мосты или устраивали дюкеры — пускали воду по трубам, которые полого спускались и поднимались по склонам оврагов или даже под руслом рек.
Римский акведук в Сеговии (Испания). Длина 728м, высота опор в центре города 28 м
Как предполагают ученые, древние римляне наверняка использовали такой прибор какуровень, или ватерпас, который служил для измерения угла между заданной линией и горизонтальной плоскостью. С помощью ватерпаса устанавливали равномерное снижение сооружаемого акведука.
Кладка акведуков была безрастворная
Раскрыть все тайны прокладки акведуков до настоящего времени не удалось — большая часть опыта римских инженеров была утеряна.
В Европе акведуки прекратили строить уже в конце XVIII века. Там стали рыть колодцы. Это было гораздо дешевле и практичнее — вода всегда была рядом. Но одновременно возникла проблема чистоты стоячей воды. Без кипячения она могла быть причиной кишечных заболеваний, иногда эпидемий. У римлян этого не было — пробегавшая многие километры под землей в каменном лабиринте вода очищалась и приходила в город питьевой, поэтому воду из всех фонтанов Рима можно пить. Ō
Еще публикации от журнала БОРДЮР:
Источник
История
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя.[1]
Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал акведук на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.[2]
Акведуки Древнего Рима
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.
При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.
Дальнейшее развитие системы акведуков
Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.
Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволяло строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.
В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.
Акведуки в России
Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотечного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще два:
- Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (разрушен при реконструкции шоссе в период между 2003—2006 годами);
- Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).
Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.
Акведуки в Средней Азии
Акведук над каналом Байнал-Минал в Ташкенте
В настоящий момент акведук используется как пешеходный мост
В Ташкенте есть подобное сооружение, построенное над каналом «Байнал минал». Этому акведуку более 50 лет. Вода втекает в него со стороны парка «Миллий бог» (бывш. «Комсомольское озеро»), проходит под автомобильной дорогой, затем над каналом, непосредственно внутри, и вытекает с другой стороны в русло другого канала. В настоящее время этот акведук используется только как пешеходный мост, но изначально по нему двигались и автомобили.
Примечания
- ↑ https://lenta.ru/news/2009/12/24/maya/ со ссылкой на Journal of Archaeological Science
- ↑ Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9
См. также
- Виадук
- Арык
- Мост
- Эстакада
- Путепровод
- Летающий паром
Ссылки
- Акведук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Старинные акведуки Европы (фото)
Wikimedia Foundation.
2010.
Синонимы:
Источник