Выделение какого либо свойства или признака

Выделение какого либо свойства или признака thumbnail

2. Словарь основных психологических терминов

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов».

Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Интеракция – взаимодействие.

Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком.

Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей.

Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.

Перцептивный – относящийся к восприятию.

Проприоцептивный – связанный с мышечной системой.

Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Источник

Выделение какого либо свойства или признака

ТОП 10:

Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими. В самом деле, прежде чем мысленно “разобрать” или “собрать” конструкцию какой-либо машины, т.е. произвести умственный анализ и синтез, человек должен сделать это практически. Эти главные мыслительные операции анализа и синтеза опираются на все другие мысленные действия — сравнение, абстрагирование, конкретизацию и так далее. Овладевать мыслительными операциями и развивать мышление важно с раннего детства. В этом отношении очень полезны занятия со строительным материалом, игры типа “конструктор” и другие.

Читайте также:  Какими свойствами характеризуются вещества молекулярного строения

23)Понятие,суждение,умозаключение – основные формы мышления.
Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение. Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего человека и для химика будут два различных свойства. Для первого – способность утолить жажду, для второго – структура молекул воды. Так как понятие по своей природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, «стол», «группа студентов», «твердое тело». Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Мысль не возможно передать на расстояние. Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик. В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное – он предназначен для письма. При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность. Образование понятия включает в себя множество логических приемов: 1. Анализ – это мысленное разложение предметов на его признаки. 2. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое. 3. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. 4. Абстрагирование – мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия.

Суждениепредставляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, – говорит английский номиналист Р. Уэтли, – имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики». Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, – говорит номиналист Гоббс, – есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли. Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными.

Читайте также:  Какими свойствами подземные воды

Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают. Известно также (в результате астрономических наблюдений), что у Земли эти центры не совпадают. Отсюда естественно заключить, что плотность Земли не является одинаковой во всех ее частях. Едва ли нужно специально говорить о значении этой операции в познавательной и практической деятельности. Посредством умозаключений мы получаем приращение знаний, не обращаясь к исследованию предметов и явлений самой действительности, имеем возможность открывать такие связи и отношения действительности, которые невозможно усмотреть непосредственно. Переход от некоторых высказываний (посылок умозаключения) к высказыванию (заключению) в умозаключении может совершаться на основе интуитивного усмотрения какой-то связи – такие умозаключения называют содержательными; или путем логического выведения одного высказывания из других – это умозаключения формально-логического характера. В первом случае оно представляет собой, по существу, психический акт. Во втором случае его можно рассматривать как определенную логическую операцию. Последняя и является предметом изучения логики.



Источник

АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio – отвлечение) – мысленное выделение какого-либо
признака или свойства предмета, явления с целью его более детального
изучения.

АВТОРИТАРНЫЙ (лат. autoritas – влияние, власть) – характеристика человека как
личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая
склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами
воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т. п.

АВТОРИТЕТНОСТЬ (лат. autoritas – влияние, власть) – способность человека иметь
определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться
их признанием и уважением.

АГРЕССИВНОСТЬ (лат. aggredi – нападать) – поведение человека в отношении других
людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести
вред.

АДАПТАЦИЯ
(лат. adapto – приспособляю) – приспособление органов чувств
к
особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего
восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АККОМОДАЦИЯ – изменение уже сложившихся знаний, навыков, умений в соответствии с
возникшими новыми условиями.

АКТИВНОСТЬ понятие, указывающее на способность живых существ
производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или
внутренних стимулов-раздражителей.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis – деятельный) – действие, заключающееся в
извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной
памяти с
целью последующего использования его при узнавании,
припоминании, воспоминании
или непосредственном воспроизведении.

Читайте также:  Какие свойства живой материи должны быть отражены по вашему мнению

АКЦЕНТУАЦИЯ выделение какого-либо
свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

АЛЬТРУИЗМ
(лат. alter – другой) – черта характера, побуждающая человека
бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. ampi – двойственность, лат. valentia – сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в
душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений,
касающихся одного и того же объекта.

АМНЕЗИИ нарушения памяти,
возникающие при различных локальных поражениях мозга.

АНАЛИЗ
(греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения
целого на части; включен во все акты практического и познавательного
взаимодействия организма со средой.

АНАЛИЗАТОР понятие, предложенное И.
П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных
нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

АНАЛОГИЯ
(греч. analogos – соответственный, соразмерный) – сходство между
объектами в некотором отношении.

АПАТИЯ
(греч. apatheia – бесстрастность) – состояние эмоциональной
пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением
чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением
побуждений и интересов.

АПРАКСИЯ (греч. apraxia – бездействие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и
действий у человека.

АССИМИЛЯЦИЯ использование в новых
условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio – соединение) – связь между психическими явлениями,
при которой актуализация одного из них влечет за собой появление
другого.

АСТЕНИЯ
(греч. astheneia – бессилие, слабость) – нервно-психическая
слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге
чувствительности,
крайней неустойчивости настроения, нарушении
сна.

АТТРАКЦИЯ
(лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее
возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из
них для другого.

АУТИЗМ
(греч. auto – сам) – крайняя форма психологического отчуждения,
выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей
действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. – autos – сам, genos
– происхождение) – комплекс специальных упражнений, основанных на
самовнушении и используемых человеком для управления собственными
психическими состояниями и поведением.

АФАЗИИ
нарушения речи, возникающие при
локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее
собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

АФФЕКТ
(лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное,
бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее
в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику
причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis – приносящий) – понятие, характеризующее ход
процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии
тела к головному мозгу.

АФФИЛИАЦИЯ (англ. to affiliate –
присоединять, присоединяться) – потребность человека в установлении,
сохранении и упрочении эмоционально-положительных (дружеских, товарищеских,
приятельских) отношений с окружающими людьми.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда
заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее
важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1.
Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. …
Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы,
другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии;
основы психологии труда и управления…

В словаре практического психолога
отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и
педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и
педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов…

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог
— человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом
плане…

М.: Институт практической психологии,
1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье
А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии,
книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания,
претендующие на изменение понимания нормальной…

В книге “Психология” (1886) он
подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный
человек и его практическая деятельность.

Источник