Закон о рекламе о пищевых добавках

Закон о рекламе о пищевых добавках thumbnail

Одним из самых сложных правовых вопросов применения рекламного закона является вопрос о соблюдении требований, предъявляемых к  рекламе БАДов. Особенно это касается положений п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, согласно которым реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Может показаться, что данное требования выглядит каким-то странным, ведь как можно рекламировать апельсин, выдавая его за яблоко. Тем более, что согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона законодатель относит БАДы к пищевым продуктам.

Из указанного следует, что рекламируемый товар, БАД, по своей природе не является лекарственным средством, не является лекарством и не обладает лечебными свойствами. Кроме того, положения ч. 1.1. ст. 25 Закона о рекламе закрепляют, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Если же говорить, что о обороте БАДов, то даже в аптеках, как того требует законодательство БАДы продаются на отдельных стойках, что также исключает их восприятие как лекарств.

Казалось бы, что все вышеуказанные меры и положения должны были бы исключить у потребителя возможность появления представления того, что БАД обладает лечебными свойствами, т.е. является лекарствами.

Однако, некоторые недобросовестные рекламодателя, не смотря на все озвученные меры законодателя, все же умудряются нарушать данные положения. В одних случаях, мы имеем откровенное пренебрежение социальной ответственностью, когда добавка выдается за чудесный эликсир здоровья, при этом целевой аудиторией такой рекламы являются люди пенсионного возраста, с пониженным критическим восприятием. С другой стороны, у нас фармпроизводители, которые в целях скорейшего попадания товара рынок, сначала выводят продукт как БАД, а потом, проходя все бюрократические и клинические формальности, тот же товар становится лекарством, но, чтобы сразу подготовить потребителя продукт сразу преподносится как лекарство.

Соответственно, участникам рекламных правоотношений необходима ясность в вопросе, когда рекламная коммуникация БАДа создает представление об их лечебных свойствах?

Концептуально на данный вопрос ещё в 2012 г. попытался ответить ВАС РФ, указав в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе” разъяснено, что при применении п.1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект (п. 23).

Из указанного следует, во-первых, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом.

Во-вторых, реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, всегда, если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Самый лучшим примером практического применения данных разъяснений на сегодняшний день является дело А19-21340/2016, рассмотренное Арбитражным судом Иркутской области. В данном деле «Российская газета» оспаривала решение УФАС Иркутской области, вынесенное в отношении рекламы БАда «АД-Норма» за нарушение п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

Реклама была следующего содержания: «АД-Норма – ДАВЛЕНИЕ В НОРМЕ! Растительный комплекс АД НОРМА нормализует артериальное давление, укрепляет стенки сосудов, улучшает работу сердца. Телефон горячей линии: 8(800) 333-10-33 (звонок по России бесплатный, часы работы: пн.-пт. 8:00-19:00; сб., вс. – выходной) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ. Реклама. БАД. Спрашивайте в аптеках!».

УФАС счел, что такой текст создает впечатление о лечебных свойствах БАДа, но суд с таким решением не согласился, указав, что поскольку реклама не содержит сведений о названии каких-либо заболеваний (их симптоматике), то она не может быть признана создающей впечатление, что рекламируемый БАД является лекарственным средством, то есть обладающим лечебным эффектом по критерию того «если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект».

Таким образом, данная реклама подлежит оценке по критерию, что данная реклама биологически активной добавки, является создающей впечатление, что данный БАД является лекарственными средством, то есть обладает лечебным эффектом.

Читайте также:  Пищевые добавки для рыбных изделий

Само по себе указание в рекламе на то, что данный БАД «нормализует артериальное давление, укрепляет стенки сосудов, улучшает работу сердца» по мнению суда апелляционной инстанции не может рассматриваться как указание на симптоматику какого-либо заболевания, поскольку в данном случае, состояние корректируемые данным БАДом могут относятся в том числе, и к гражданам, осуществляющим добровольный контроль за своим здоровьем в отсутствие признаков какого-либо заболевания, в связи с чем не могут быть признаны симптомами какого-либо конкретного заболевания.

Лечебный эффект, состоит в оказании специфического влияния на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику нарушений, вызванных заболеванием, а также на повышение адаптивных возможностей организма к данным заболеваниям.

Между тем, как следует из данной рекламы, она не содержит указаний на то, что в результатах применения БАДа осуществляется восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику нарушений, возникших в результате заболевания, а также на повышение адаптивных возможностей организма к данному заболеванию.

Нормализация артериального давления, укрепление стенок сосудов, улучшение работы сердца, не свидетельствует, о наличии заболеваний и о восстановлении используемым препаратом, нарушенных или утраченных в результате такого заболевания функций организма, о профилактике нарушений, возникших в результате заболевания, а также о повышение адаптивных возможностей организма к данному заболеванию.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что Управление не представило доказательств, что оцениваемая реклама создает впечатление, что рекламируемый БАД, является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами.

В заключении можно сделать вывод, что реклама БАДа не будет создавать впечатление о своей целебности, если в такой рекламе не будет указаний на конкретное заболевание, а также если из рекламы будет следовать, что БАД направлен на поддержание и улучшение состояния здорового организма.

Источник

Не попадают административные правонарушения под амнистию

В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 –

1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом

“ж” части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная

Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за

умышленные преступления небольшой и средней тяжести:

1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества,

и приравненных к ним лиц;

2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или

других странах, где велись боевые действия;

3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской

Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц

гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других

войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций,

участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в

Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на

территории Северо-Кавказского региона;

4) несовершеннолетних;

5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на

Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации

вследствие этой катастрофы;

6) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов,

а также беременных женщин;

7) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или)

детей-инвалидов;

8) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

9) инвалидов I и II группы, а также больных активной формой

туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе

диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV

клинической группы.

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до

пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте

до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под

действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до

пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.

4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым

до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть

наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания

которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с

лишением свободы.

5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных,

неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего

Постановления составляет менее одного года.

6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания и органов

предварительного следствия уголовные дела о преступлениях, совершенных до

дня вступления в силу настоящего Постановления, а также уголовные дела,

находящиеся в производстве судов, по которым не начато судебное

разбирательство:

Читайте также:  Какие пищевые добавки запрещены на территории рф

1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления,

подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой

и средней тяжести;

2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не

превышающее пяти лет лишения свободы;

3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,

за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые

предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые

совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не

достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не

отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1

настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить

наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных

лиц от наказания.

8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по

неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения

свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего

Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти

лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня

вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает

необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не

связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания

наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

10. Сократить неотбытую часть наказания:

1) лицам, указанным в подпунктах 1-9 пункта 1 настоящего

Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за

умышленные преступления, – на одну треть, осужденным к лишению свободы на

срок свыше десяти лет за умышленные преступления, – на одну четверть;

2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за

преступления, совершенные по неосторожности, – на одну треть.

11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-4

настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не

исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за

исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять

транспортным средством.

12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании

пунктов 1 – 4 и 7 – 9 настоящего Постановления.

13. Не распространять действие настоящего Постановления:

1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями

64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 67.2, статьями 69, 70.1,

71, 72, 74, 77, 77.1, 77.2, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121,

125.1, 125.2 и 126.1, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей

статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей

147.2, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и

четвертой статьи 148.1, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей

176.2, частью второй статьи 180, статьей 188, статьями 191.2 и 191.5,

частью третьей статьи 206, статьями 213.2 и 213.3, частью первой статьи

218, статьей 218.1, частями первой и второй статьи 224, статьей 224.1,

частью второй статьи 224.2, частью второй статьи 225, частью второй

статьи 225.1, статьей 226.1, пунктами “б” и “в” статьи 240, статьей 242,

пунктом “в” статьи 244, пунктами “б” и “в” статьи 260 Уголовного кодекса

РСФСР;

2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями

105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей

126, частью третьей статьи 127, статьями 127.1 и 127.2, частью второй

статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и

четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и

четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частью

четвертой статьи 159.1, частью четвертой статьи 159.2, частью четвертой

статьи 159.3, частью третьей статьи 159.4, частью четвертой статьи 159.5,

частью четвертой статьи 159.6, частями третьей и четвертой статьи 160,

частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и

третьей статьи 163, частями третьей и четвертой статьи 166, частью

четвертой статьи 174, частью четвертой статьи 174.1, статьей 186, частью

третьей статьи 189, частью второй статьи 201, статьями 205, 205.1, 205.2,

205.3, 205.4, 205.5, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой,

второй и четвертой статьи 212, частью второй статьи 213, частью второй

статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями первой, второй и

третьей статьи 223, статьями 226 и 226.1 частями второй и третьей статьи

Читайте также:  211 пищевая добавка вреден

227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 228.1 частью второй

статьи 228.4, статьями 229 и 229.1, частями второй и третьей статьи 230,

частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частями

второй и третьей статьи 240, статьей 240.1, частями второй и третьей

статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 242.1, 242.2,

275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 282.1, 282.2, частью второй статьи

282.3, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286,

статьями 290, 291, 291.1, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301,

статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью

второй статьи 322.1, статьей 329, частью второй статьи 333, частями

второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 354.1, 355, 356, 357,

358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом

РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо

опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской

Федерации;

4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах

лишения свободы;

5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке

помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших

умышленные преступления;

6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного

порядка отбывания наказания.

14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального

опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Источник

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон N 38-ФЗ “О рекламе” в действующей редакции

Комментарии к статье 25 закона о рекламе, судебная практика применения

В п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе” содержатся следующие разъяснения:

Впечатление о БАД как о лекарственном средстве при упоминании в рекламе о заболевании

Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает запрет в рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

При применении данной нормы судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Административная ответственность

За нарушение требований к рекламе биологически активных добавок частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа:

  • на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Источник