Какие свойства имеет пламя

Какие свойства имеет пламя thumbnail

В процессе горения образуется пламя, строение которого обусловлено реагирующими веществами. Его структура поделена на области в зависимости от температурных показателей.

Определение

Пламенем называют газы в раскаленном виде, в которых присутствуют составляющие плазмы или вещества в твердой дисперсной форме. В них осуществляются преобразования физического и химического типа, сопровождающиеся свечением, выделением тепловой энергии и разогревом.

Наличие же в газообразной среде ионных и радикальных частичек характеризует его электрическую проводимость и особое поведение в электромагнитном поле.

пламя строение

Что такое языки пламени

Обычно так называют процессы, связанные с горением. По сравнению с воздухом, газовая плотность меньше, но высокие температурные показатели обуславливают поднятие газа. Так и образуются языки пламени, которые бывают длинными и короткими. Часто происходит и плавный переход одних форм в другие.

Пламя: строение и структура

Для определения внешнего вида описываемого явления достаточно зажечь газовую горелку. Появившееся несветящееся пламя нельзя назвать однородным. Визуально можно выделить три его основные области. Кстати, изучение строения пламени показывает, что различные вещества горят с образованием различного типа факела.

При горении смеси из газа и воздуха вначале происходит формирование короткого факела, цвет которого имеет голубые и фиолетовые оттенки. В нем просматривается ядро – зелено-голубое, напоминающее конус. Рассмотрим это пламя. Строение его разделяется на три зоны:

  1. Выделяют подготовительную область, в которой происходит нагревание смеси из газа и воздуха при выходе из отверстия горелки.
  2. За ней следует зона, в которой происходит горение. Она занимает верхушку конуса.
  3. Когда имеется недостаток воздушного потока, газ сгорает не полностью. Выделяется углерода двухвалентный оксид и водородные остатки. Их догорание протекает в третьей области, где есть кислородный доступ.

Теперь отдельно рассмотрим разные процессы горения.

Горение свечи

Горение свечи подобно горению спички или зажигалки. А строение пламени свечи напоминает раскаленный газовый поток, который вытягивается вверх за счет выталкивающих сил. Процесс начинается с нагревания фитиля, за которым следует испарение парафина.

Самую нижнюю зону, находящуюся внутри и прилегающую к нити, называют первой областью. Она обладает небольшим свечением синего цвета из-за большого количества топлива, но малого объема кислородной смеси. Здесь осуществляется процесс неполного сгорания веществ с выделением угарного газа, который в дальнейшем окисляется.

строение пламени свечи

Первую зону окружает светящаяся вторая оболочка, характеризующая строение пламени свечи. В нее поступает больший кислородный объем, что обуславливает продолжение окислительной реакции с участием топливных молекул. Температурные показатели здесь будут выше, чем в темной зоне, но недостаточные для конечного разложения. Именно в первых двух областях при сильном нагревании капелек несгоревшего топлива и угольных частичек появляется светящийся эффект.

Вторая зона окружена слабозаметной оболочкой с высокими температурными значениями. В нее заходит много кислородных молекул, что способствует полному догоранию топливных частичек. После окисления веществ, в третьей зоне светящийся эффект не наблюдается.

Схематическое изображение

Для наглядности представляем вашему вниманию изображение горения свечи. Схема пламени включает:

  1. Первую или темную область.
  2. Вторую светящуюся зону.
  3. Третью прозрачную оболочку.

Нить свечи не подвергается горению, а только происходит обугливание загнутого конца.

 схема пламени

Горение спиртовки

Для химических экспериментов часто используют небольшие резервуары со спиртом. Их называют спиртовками. Фитиль горелки пропитывается залитым через отверстие жидким топливом. Этому способствует давление капиллярное. При достижении свободной верхушки фитиля, спирт начинает испаряться. В парообразном состоянии он поджигается и горит при температуре не более 900 °C.

Пламя спиртовки имеет обычную форму, оно практически бесцветное, с небольшим оттенком голубого. Его зоны не так четко видны, как у свечки.

У спиртовой горелки, названной в честь ученого Бартеля, начало огня располагается над калильной сеткой горелки. Такое заглубление пламени приводит к уменьшению внутреннего темного конуса, а из отверстия выходит средний участок, который считается самым горячим.

пламя спиртовки

Цветовая характеристика

Излучения различных цветов пламени, вызывается электронными переходами. Их еще называют тепловыми. Так, в результате горения углеводородного компонента в воздушной среде, синее пламя обусловлено выделением соединения H-C. А при излучении частичек C-C, факел окрашивается в оранжево-красный цвет.

Трудно рассмотреть строение пламени, химия которого включает соединения воды, углекислого и угарного газа, связь OH. Его языки практически бесцветны, так как вышеуказанные частички при горении выделяют излучения ультрафиолетового и инфракрасного спектра.

Окраска пламени взаимосвязана с температурными показателями, с наличием в нем ионных частиц, которые относятся к определенному эмиссионному или оптическому спектру. Так, горение некоторых элементов приводит к изменению цвета огня в горелке. Отличия в окрашивании факела связаны с расположением элементов в разных группах системы периодической.

Огонь на наличие излучений, относящихся к видимому спектру, изучают спектроскопом. При этом было установлено, что простые вещества из общей подгруппы оказывают и подобное окрашивание пламени. Для наглядности используют горение натрия в качестве теста на данный металл. При внесении его в пламя, языки становятся ярко-желтыми. На основании цветовых характеристик выделяют натриевую линию в эмиссионном спектре.

Для щелочных металлов характерно свойство быстрого возбуждения светового излучения атомарных частиц. При внесении труднолетучих соединений таких элементов в огонь горелки Бунзена происходит его окрашивание.

Спектроскопическое исследование показывает характерные линии в области, видимой для глаза человека. Быстрота возбуждения светового излучения и простое спектральное строение тесно взаимосвязаны с высокой электроположительной характеристикой данных металлов.

Характеристика

В основе классификации пламени лежат следующие характеристики:

  • состояние агрегатное сгорающих соединений. Они бывают газообразной, аэродисперсной, твердой и жидкой формы;
  • тип излучения, которое может быть бесцветным, светящимся и окрашенным;
  • распределительная скорость. Существует быстрое и медленное распространение;
  • высота пламени. Строение может быть коротким и длинным;
  • характер передвижения реагирующих смесей. Выделяют пульсирующее, ламинарное, турбулентное перемещение;
  • визуальное восприятие. Вещества горят с выделением коптящего, цветного или прозрачного пламени;
  • температурный показатель. Пламя может быть низкотемпературным, холодным и высокотемпературным.
  • состояние фазы топливо – окисляющий реагент.

Возгорание происходит в результате диффузии или при предварительном перемешивании активных компонентов.

Читайте также:  В виде каких простых веществ углерод встречается в природе сравните их физические свойства

языки пламени

Окислительная и восстановительная область

Процесс окисления протекает в слабозаметной зоне. Она самая горячая и располагается вверху. В ней топливные частицы подвергаются полному сгоранию. А наличие в кислородного избытка и горючего недостатка приводит к интенсивному процессу окисления. Этой особенностью следует пользоваться при нагревании предметов над горелкой. Именно поэтому вещество погружают в верхнюю часть пламени. Такое горение протекает намного быстрее.

Восстановительные реакции проходят в центральной и нижней части пламени. Здесь содержится большой запас горючих веществ и малое количество O2 молекул, осуществляющих горение. При внесении в эти области кислородсодержащих соединений осуществляется отщепление O элемента.

В качестве примера восстановительного пламени используют процесс расщепления железа двухвалентного сульфата. При попадании FeSO4 в центральную часть факела горелки, происходит вначале его нагревание, а затем разложение на оксид трехвалентного железа, ангидрид и двуокись серы. В данной реакции наблюдается восстановление S с зарядом от +6 до +4.

Сварочное пламя

Данный вид огня образуется в результате сгорания смеси из газа или пара жидкости с кислородом чистого воздуха.

изучение строения пламени

Примером служит формирование пламени кислородно-ацетиленового. В нем выделяют:

  • зону ядра;
  • среднюю область восстановления;
  • факельную крайнюю зону.

Так горят многие газокислородные смеси. Различия в соотношении ацетилена и окислителя приводят к разному типу пламени. Оно может быть нормального, науглероживающего (ацетиленистого) и окислительного строения.

Теоретически процесс неполного сгорания ацетилена в чистом кислороде можно охарактеризовать следующим уравнением: HCCH + O2 → H2 + CO +CO (для реакции необходима одна моль O2).

Полученный же молекулярный водород и угарный газ реагируют с воздушным кислородом. Конечными продуктами является вода и оксид четырехвалентного углерода. Уравнение выглядит так: CO + CO + H2 + 1½O2 → CO2 + CO2 +H2O. Для этой реакции необходимо 1,5 моля кислорода. При суммировании O2 получается, что 2,5 моль затрачивается на 1 моль HCCH. А так как на практике трудно найти идеально чистый кислород (часто он имеет небольшое загрязнение примесями), то соотношение O2 к HCCH будет 1,10 к 1,20.

Когда значение пропорции кислорода к ацетилену меньше 1,10, возникает науглероживающее пламя. Строение его имеет увеличенное ядро, очертания его становятся расплывчатыми. Из такого огня выделяется копоть, вследствие недостатка кислородных молекул.

Если же соотношение газов больше 1,20, то получается окислительное пламя с кислородным избытком. Лишние его молекулы разрушают атомы железа и другие компоненты стальной горелки. В таком пламени ядерная часть становится короткой и имеет заострения.

Температурные показатели

Каждая зона огня свечи или горелки имеет свои значения, обусловленные поступлением кислородным молекул. Температура открытого пламени в разных его частях колеблется от 300 °C до 1600 °C.

Примером служит пламя диффузионное и ламинарное, которое образовано тремя оболочками. Конус его состоит из темного участка с температурой до 360 °C и недостатком окисляющего вещества. Над ним располагается зона свечения. Ее температурный показатель колеблется от 550 до 850 °C, что способствует разложению термическому горючей смеси и ее горению.

температура пламени

Внешняя область едва заметная. В ней температура пламени доходит до 1560 °C, что обусловлено природными характеристиками топливных молекул и быстротой поступления окисляющего вещества. Здесь горение наиболее энергичное.

Вещества воспламеняются при разных температурных условиях. Так, металлический магний горит только при 2210 °С. Для многих твердых веществ температура пламени около 350 °С. Возгорание спичек и керосина возможно при 800 °С, тогда как древесины – от 850 °С до 950 °С.

Сигарета горит пламенем, температура которого варьируется от 690 до 790 °С, а в пропан-бутановой смеси – от 790 °С до 1960 °С. Бензин воспламеняется при 1350 °С. Пламя горения спирта имеет температуру не более 900 °С.

Источник

Пламя – это газообразная среда, в которой происходит взаимодействие горючего и окислителя, выделяется тепло и развиваются высокие температуры.

Классификация

Пламя классифицируют по:

  • агрегатному состоянию горючих веществ: пламя газообразных, жидких, твердых и аэродисперсных реагентов;
  • излучению: светящиеся, окрашенные, бесцветные;
  • состоянию среды горючее-окислитель: диффузионные, предварительно перемешанных сред;
  • характеру перемещения реакционной среды: ламинарные, турбулентные, пульсирующие;
  • температуре: холодные, низкотемпературные, высокотемпературные;
  • скорости распространения: медленные, быстрые;
  • высоте: короткие, длинные;
  • визуальному восприятию: коптящие, прозрачные, цветные.

Зоны

В ламинарном диффузионном пламени можно выделить 3 зоны (оболочки).

Внутри конуса пламени имеются:

  • темная зона (300-350 °С), где горение не происходит из-за недостатка окислителя;
  • светящаяся зона, где происходит термическое разложение горючего и частичное его сгорание (500-800 °С);
  • едва светящаяся зона, которая характеризуется окончательным сгоранием продуктов разложения горючего и максимальной температурой (900-1500 °С).

Температура

Температура пламени зависит от природы горючего вещества и интенсивности подвода окислителя. Например:

  • Температура воспламенения для большинства твёрдых материалов – 300 °С.
  • Температура пламени в горящей сигарете – 250-300 °С.
  • Температура пламени спички 750-1400 °С; при этом 300 °С – температура воспламенения дерева, а температура горения дерева равняется примерно 800–1000 °С.
  • Температура горения пропан-бутана – 800-1970 °С.
  • Температура пламени керосина – 800 °С, в среде чистого кислорода – 2000 °С.
  • Температура горения бензина – 1300-1400 °С.
  • Температура пламени спирта не превышает 900 °С.
  • Температура горения магния – 2200 °С; значительная часть излучения в УФ-диапазоне.

Наиболее высокие известные температуры горения:

  • дицианоацетилен C4N2 5260 К (4990 °C) в кислороде и до 6000 К (5730 °C) в озоне;
  • дициан (CN)2 4525 °C в кислороде.

Так как вода обладает очень большой теплоёмкостью, отсутствие водорода в горючем исключает потери тепла на образование воды и позволяет развить большую температуру.

Скорость распространения

Распространение пламени по предварительно перемешанной среде (невозмущенной), происходит от каждой точки фронта пламени по нормали к поверхности пламени. Величина такой нормальной скорости распространения пламени (далее – НСРП) является основной характеристикой горючей среды. Она представляет собой минимальную возможную скорость пламени. Значения НСРП отличаются у различных горючих смесей – от 0,03 до 15 м/с.

Читайте также:  Какими свойствами обладают точки серединного перпендикуляра

Распространение пламени по реально существующим газовоздушным смесям всегда осложнено внешними возмущающими воздействиями, обусловленными силами тяжести, конвективными потоками, трением и т.д. Поэтому реальные скорости распространения пламени всегда отличаются от нормальных. В зависимости от характера горения скорости распространения пламени имеют следующие диапазоны величин при:

  • дефлаграционном горении – до 100 м/с;
  • взрывном горении – от 300 до 1000 м/с;
  • детонационном горении – свыше 1000 м/с.

Цвет

Цвет пламени определяется излучением электронных переходов (например, тепловым излучением) различных возбужденных (как заряженных, так и незаряженных) частиц, образующихся в результате химической реакции между молекулами горючего и кислородом воздуха, а также в результате термической диссоциации. В частности, при горении углеродного горючего в воздухе, синяя часть цвета пламени обусловлена излучением частиц CN±n, красно-оранжевая — излучением частиц С2±n и микрочастиц сажи. Излучение прочих образующихся в процессе горения частиц (CHx±n, H2O±n, HO±n, CO2±n, CO±n) и основных газов (N2, O2, Ar) лежит в невидимой для человеческого глаза УФ и ИК части спектра. Кроме того, на окраску пламени сильно влияет присутствие в самом топливе, деталях конструкции горелок, сопел и так далее соединений различных металлов, в первую очередь натрия. В видимой части спектра излучение натрия крайне интенсивно и ответственно за оранжево-желтый цвет пламени, при этом излучение чуть менее распространенного калия оказывается на его фоне практически не различимым (поскольку большинство организмов имеют в составе клеток K+/Na+ каналы, то в углеродном горючем растительного или животного происхождения на 3 атома натрия приходится в среднем 2 атома калия).

Источник: Тидеман Б.Е., Сциборский Д.Б. Химия горения. –Л., 1935.

Источник

Введение

Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на
Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер,
печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на
заводах и фабриках, в двигателях космических
кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в
храмах всегда горят свечи …

Все лето по телевизору показывали лесные
пожары. Сгорело безвозвратно большое количество
деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы
стать интересными книгами и нашими школьными
тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые
деревни, люди остались без жилищ.

Интересный и загадочный этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности
написано достаточно много книг, в том числе
литературных произведений (“Дядя степа” С.
Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин
дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в
которых описываются подробно и свойства огня, и
его польза встречаются редко. Наша работа – это
попытка восполнить такой пробел.

Цель работы: Исследование значения огня для
человека.

Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и
отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также
разбираемся, как эти свойства используют люди.
Каким образом и почему огонь может помочь и
навредить людям? (Приложение 1).

Мы использовали справочную литературу:
словарь, энциклопедию, некоторые книги для
взрослых, и информацию из сети Интернет.

1. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение
огня и горения: “это химическая реакция, в
которой одно из веществ настолько нагревается,
что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В
толковом словаре русского языка читаем: “Огонь
– горящие светящиеся газы высокой температуры”
[3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор
данной работы так и не понял, что же такое огонь и
решил дать такое ему определение, которое было бы
понятно ученикам начальной школы. Для этого
нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучаем при помощи
методов эксперимента (опытов) и наблюдения.
Проделаем несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в
присутствии и с помощью взрослых, при этом были
соблюдены правила безопасности: использовали
негорящую поверхность (стеклянную доску) и
приготовили кувшин с водой.

Описание опытов:

Опыт № 1. В темное время суток выключили в
комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли
свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)

Даже небольшое пламя свечи может освещать
комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть
свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести
руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см
становится очень тепло, ниже – из-за жжения
опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!
(См.: Приложение, слайд 5).

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной
банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То
же происходит и с газовой конфоркой. Для
достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат
всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел,
нужен воздух, а точнее кислород, который он
содержит. (См.: Приложение, слайд 6).

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже
можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

Опыт № 4.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного
пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если
потихоньку подуть на пламя свечи, то форма
меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То
же происходит, если поднести свечу к
приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при
помощи потока воздуха. Это свойство используют
при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды
9,10,11).

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде
одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой
голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой,
после него – самый верхний красновато-оранжевый.
(См.: Приложение, слайд 13).

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит
голубым цветом, а дерево – желто-оранжевым.
Наблюдая за горением тонкую проволочку из меди,
от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя
при этом окрашивается в зеленый цвет. (См.:
Приложение, слайды 14, 17, 18, 19).

Читайте также:  Какими свойствами обладает алоэ

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с
разным цветом пламени. Так вот как получается
такой красивый фейерверк! 2. Значит можно
определить, неизвестное вещество по цвету
пламени, надо только поджечь (как один из
способов).

Опыт № 5. Температура пламени. Возьмем ту же
тонкую медную проволочку. Кончик такой
проволочки, держа ее поперек пламени, помещаем в
разных местах и на различной высоте в пламя и
наблюдаем действие пламени на проволочку.
Наблюдения обнаруживают следующее:

  • В нижней части пламени проволочка не светится,
    не горит, только покрылась черным налетом.
  • В средней части проволочка накаливается,
    начинает светится красным цветом.
  • В самой верхней части пламени проволочка
    загорается, окрашивая пламя в зеленоватый
    оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени
различная. Это подтверждается и опытом с
поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху
можно поднести руку только на 20 см. Если поднести
палец к нижней части пламени, тепло чувствуется
только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев,
отличающихся не только по цвету, но и
температурой. В нижней части пламя самое
холодное, а верхней – самое горячее. (См.:
Приложение, слайд 20).

2. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных
наблюдений, а также из прочитанного материала мы
убедились, что люди постоянно используют огонь в
своей жизни, и он приносит им очень большую
пользу.

  1. В быту: для отопления помещений, приготовления
    пищи, нагревания воды, освещения – если
    электричество не работает. Еще огонь служит для
    уюта. Например, камин или ароматические свечи.
  2. Как оказалось, полезные свойства огня
    используют на многих заводах и фабриках. Огонь
    плавит металл, после чего ему придают
    какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или
    наоборот, сваривают его. Таким образом, его
    используют, например, для того, чтобы делать
    различные машины и механизмы.

Еще огонь используется при:

  • Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
  • Производстве пластмасс, красок.
  • Изготовлении лекарств.
  • Переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает,
кормит и освещает. Современный человек
использует огонь постоянно. Невозможно
представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать. Он способен и очень навредить.
Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь
горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению
приносят пожары. Пожар – явление очень страшное,
жестокое, враждебное всему живому. (См.:
Приложение, слайд 26).

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и
получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от
пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели:
животные, птицы, пожар может уничтожить все, что
человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что
ежегодно в мире происходит около 5 миллионов
пожаров! Каждый час в огне погибает один человек,
два получают травмы и ожоги. Каждый третий
погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного
обращения с огнем, недобросовестного отношения к
мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь
написано много книг. В том числе детских. Почему
же для детей написано много книг о пожарах? Мы
думаем, что потому что пожары очень часто
возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

– Никогда не играйте с огнем!

– Разжигать огонь можно только в присутствии
взрослых и под их присмотром.

– В местах разведения костров, другого
использования огня должны быть под рукой
средства тушения.

– Нельзя оставлять огонь без присмотра.

– Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо
потушен.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы
мы дали понятное для детей определение огня:
“Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную
форму, несколько слоев, отличающихся не только по
цвету, но и температурой. При этом форму пламени
можно изменить при помощи потока воздуха. Знание
этих свойств помогает людям использовать огонь
более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным
цветом пламени. Значит можно определить, какое-то
вещество по цвету пламени, надо только поджечь
(как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает,
кормит, освещает. Современный человек использует
огонь постоянно. Невозможно представить себе
жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать, нельзя оставлять без присмотра.
Он способен и очень навредить. Пожар – явление
очень страшное, жестокое, враждебное всему
живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком
удивительном явлении как огонь. Поэтому в
дальнейшем возможно исследовать такие вопросы:
как люди научились разжигать огонь, каковы были
первые способы? Какие вещества не горят и почему?
Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема
“Огонь и оружие”.

Результаты данной работы можно использовать
как вспомогательный материал на занятиях о мире
вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и
начальной школе. Для детей интересующихся огнём
такой материал будет полезен, потому что он
наглядный и достаточно простой.

Список источников и литературы

  1. Джон Фарндон, Ян Джеймс, Джинни Джонсон, Анжела
    Ройстон, и др. Энциклопедия “Вопросы и ответы”.
    Перевод с англ.: Е. Куликова, Д. Беленькая и др. ООО
    “Издательская группа Аттикус”, 2008. 255 с.
  2. Кайданова О.В (составитель) Огонь и человек.
    Москва, 1912. 98 с.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз.,
    1984. 797 с.
  4. Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу.
    Новосибирск: наука, 1991. 130 с.
  5. Интернет-ресурсы:

Стихия огня. https://salamand.ru/sootvetstviya-stixii-ognya

Российская статистика. https://www.statp.ru

Источник