Какие свойства лиц святой троицы
- Ипостасные свойства Энциклопедия изречений
- Ипостасные свойства божественных лиц прот. Борис Бобринский
- Личные (ипостасные) свойства прот. Олег Давыденков
- Ипостасные свойства архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
***
Ипоста́сные (личные) сво́йства – 1) свойства, принадлежащие ипостаси; 2) в отношении Божественных Лиц: особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Их Друг от Друга; образы бытия Божественных Лиц.
Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые несообщимы Друг Другу, принадлежат исключительно Божественному Лицу Отца, Сына или Святого Духа.
Свойство Ипостаси Отца – нерожденность. Свойство Ипостаси Сына – рожденность. Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение.
«Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси», – говорит св. Иоанн Дамаскин.
В порядке Божественных Лиц Ипостась Отца занимает первое место (Мф. 28:19), поскольку Он является единением и связью для Лиц Пресвятой Троицы, рождает Сына (Ин. 5:26, Пс.2:7, Пс.109:3) и производит Святого Духа (Ин. 15:26, 1Кор. 2:12).
«Естество в Трех, единое – учит св. Григорий Богослов, – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним». Такое учение получило в Церкви наименование монархии (единоначалия) Ипостаси Отца.
Возводя Сына и Святого Духа к единому Виновнику, православное богословие учит, что Ипостась Отца как совершенное Начало рождает и производит столь же совершенную Божественную реальность, равночестные с Собой Следствия (В. Н. Лосский). Рождая Сына и изводя Святого Духа, Отец сообщает Им Свою единую природу (сущность) в равной степени, но чрез разные формы рождения и исхождения.
«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия», – учит св. Иоанн Дамаскин. Отец рождает Сына и изводит Святого Духа от вечности, совершенно духовно и непостижимо для тварного бытия.
Рождаясь от Ипостаси Отца, Сын рождается из Его существа, по слову св. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. Ни Божественная Ипостась единородного Сына Божьего (Ин. 3:16, 18; 1:14), ни Божественная Ипостась Отца не умаляются рождением Сына: «Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» (св. Кирилл Иерусалимский). Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не начиналось и не заканчивалось, не означает отделения Сына от Отца. Нераздельно и неразлучно рожденный Сын всегда существует (Ин. 1:18) и пребывает в Отце (Ин. 10:38).
Исхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипостасное исхождение. В изведении Святого Духа Отец «сопривнес от Себя все силы, какие в Нем» (св. Василий Великий). Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Василия Великого, во всем неотлучен и неотделим от Него. Посредством исхождения от Отца Святой Дух является «собственным» Духом Сына. Он собственен Ему по существу, единосущен Ему через Ипостась Отчую. Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца. Ипостаси Сына и Духа не имеют непосредственного ипостасного отношения.
«Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени, и безтелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное, – учит св. Григорий Богослов. – Не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и от Отца Исходящего, как говорит в одном месте сам Бог – Слово» (Ин. 15:26).
Источник
Святая Троица в православии
Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.
В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.
Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на «Правмире»:
- Святая Троица в Православной Церкви
- Троица, 10 икон Святой Троицы
- Об изображении Святой Троицы
- День Святой Троицы. Пятидесятница
- Троица – исполнение всех ожиданий
- “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
- Троица и икона Воскресения Христова
- Святая Троица — парадигма человеческой личности
- Художественный образ Пресвятой Троицы
- Троица: Фундамент христианства
- Троица: единство и святость
- День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
- День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
- День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
- День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
- «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
- День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
- Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
- Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
- Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
- «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
- Троица в Давыдово (+ФОТО)
Фильмы о Святой Троице
Уроки православия. Святая Троица
Беседы с батюшкой. Святая Троица: смысл и предрассудки
Святая Троица
Бог один и троичен — как это понять? Божие откровение
День Святой Троицы
Источник
Будучи равными друг другу по божеству и обладая единой природой, ипостаси Святой Троицы — это различные ипостасные образы существования божественной природы, имеющие действительное и личное бытие, образы, различаемые в самих себе, но не различаемые в отношении к своей природе. Особенности лиц Св. Троицы, отличающие их друг от друга, называются личными свойствами (греч.τά προσωπικὰ ίδιώματα) или ипостасными различиями. Будучи неизменными и принадлежа исключительно каждому из лиц Троицы, эти ипостасные различия необходимо и существенно принадлежат божественной природе и существуют в ней не как что-либо случайное и переходящее из одного вида в другой, но вечно, постоянно и неизменно. Св. Григорий Богослов учит: “Личное свойство непреложно, иначе как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось’’.
Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства:
первое лицо – отцовство и нерожденность, безначальность;
второе лицо – рожденность и сыновство;
третье лицо – исхождение.
Личные свойства Бога Отца
Бог Отец – Безначальный (греч. Ά́ναρχος), Безвиновный (Ά́νάιτιος) или Нерожденный (ὰγέννητος; лат. innativitas) т.е. в Своем бытии Он ни от какого начала, ни от чего и ни от кого не зависит. Отец, по выражению символа св. Афанасия, “ни от кого есть сотворен, не создан, ниже рожден”. Безначальность Отца — это личное свойство исключительно одного Отца, поскольку другие лица Св. Троицы – Сын и Святой Дух – в Своем происхождении имеют Своим началом, Своей единственной причиной Отца. Безусловную безначальность Отца засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5,26). Однако Сын и Святой Дух в некотором смысле тоже безначальны, а именно во временном отношении, потому что Они существуют превечно или от вечности, т.е. до начала времени.
Богу Отцу принадлежит отцовство, и по отношению к Сыну Он есть Отец (греч. Πατὴρ; лат. Pater) в прямом, собственном смысле слова, т.е. Отец рождает по божественной природе Сына. В Откровении имеются самосвидетельства Бога Своему Сыну о Своем отцовстве: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс.2,7; Евр.1,5) “Из чрева прежде денницы родихТя” (Пс.109,3). К числу свидетельств об отцовстве Бога Отца относятся все те места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну. Это, например “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф.11,27) “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин.1,18) “Дабы все чтили Сына, как чтут Отца… пославшего Его” (Ин.5,23).
Необходимо, однако, помнить, что кроме имени “Отец” в собственном и строгом смысле, т.е. что Отец превечно рождает Своего единородного Сына, в Священном Писании встречается также имя “Отец” в несобственном, переносном смысле, когда Бог называется Отцом христиан (Мф.6,9; Еф. 4,6), всех людей (Мф.11,25; Деян.17,28-29) по благодати или усыновлению.
Бог Отец изводит Святого Духа, Отец есть Изводитель (греч. Προβολεὺς), на что указывает Сам Спаситель: “Дух истины, Который от Отца исходит” (Ин.15,26).
Бог Отец есть вина или причина (греч. ὰιτία; лат. causa), начало (ὰρχή; principium) божества в Боге, начало личного бытия Сына и Святого Духа. Такое соотношение между лицами Святой Троицы святые отцы выразили термином единоначалие (μοναρχία), который обозначает в Боге единство и различие, исходящее от Единого Личного Начала. Единоначалие, “монархия”, проявляется только в Троице, через Троицу и для Троицы в отношениях трех лиц, которые всегда тройственны и исключают всякое противопоставление. Единоначалие Отца означает, что самый источник божества – личен. Отец есть Божество, но именно потому, что Он – Отец. Он сообщает Свое божество во всей его полноте двум другим лицам; они берут Свое начало от Отца как от Единого Начала (μόνη ὰρχή) — откуда и происходит термин “монархия”. При этом единоначалие Отца не предполагает субординации Сына
и Духа, потому что Начало только тогда совершенно, когда Оно является началом реальности равносовершенной. В обыденном, человеческом опыте причина обычно признается выше следствия; в Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствия менее совершенные, причина желает, чтобы следствия были равночестными, и потому является также причиной их равенства. К тому же в Боге нет противопоставления причины следствию, но есть причинность внутри единой природы. В данном случае “причинность” не влечет за собой ни внешнего материального следствия, ни следствия, растворяющегося в своей причине. Св. Григорий Богослов пишет: “Мы же (христиане) чтим единоначалие (μοναρχία), но не то единоначалие, которое определяется единством лица (ибо и одно, если оно в раздоре с самим собой, составит множество), а то, которое устанавливает равночестность естества, единодушие воли, тождество движения и направления к единому тех, которые из Единого (чего не может быть в естестве сотворенном)”.
Вопрос об образе действия рождения и изведения, т.е. о том, как Бог рождает Сына и изводит Святого Духа и чем отличаются рождение от изведения, остается без ответа, потому что это является тайной внутритроичной жизни Бога, которая непостижима для ограниченного человеческого разума. И отцы Церкви исповедовали полную непостижимость этого, о чем хорошо говорит Св.ИоаннДамаскин: “И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит это различие и что такое рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, этого не знаем”. Тщательно предохраняя от отождествления этих образов бытия Божия с человеческими отношениями, отцы Церкви учили, что рождение и изведение есть вечные образы бытия в Святой Троице, они совершаются совместно, бесстрастно, без всякого чувственного отделения или истечения, без всякого стороннего содействия, их нужно мыслить совпадающими хронологически и логически. В попытке приблизиться к пониманию вечного рождения и вечного исхождения отцы Церкви допускали использование лишь аналогий и подобий, имевших только относительную ценность. Св. Григорий Нисский пояснял: луч света имеет бытие не сам от себя, а от солнца; следовательно, он рождается от солнца, но не после него, а вместе с ним, потому что как только явилось солнце, явился и луч, и пока будет существовать солнце, вместе с ним будет существовать и луч. Так и Сын в Своем рождении собезначален Отцу. Или другое сравнение: человеческий дух служит единственной основой 6ытия двух отличительных свойств человеческой природы – мысли и слова. Оба эти свойства неразрывно связаны между собой, так что трудно представить ни мысли без слова, ни слова без мысли, но они все-таки отличны по способу происхождения от человеческого духа. Когда дух мыслит, он мыслит при помощи слова, но это слово остается в нем самом: оно рождается, но не исходит, между тем как единосущная слову мысль выступает вовне: она исходит, а не рождается.
Личное свойство Бога Сына
Сын Божий вечно и неизменно рождается по божеству от Бога Отца. Называя Вторую ипостась Сыном Божиим, Священное Писание указывает этим именем на личное свойство — рожденность и сыновство — Сына Божия, отличающее Его от Бога Отца.
Уточняя смысл сыновства, Свящ. Писание называет Его Сыном Божиим единородным (греч. μονογενής, от μόνος и
Γένος; лат. unigenitus) (Ин.1,14,18;3,16,18; Гал.4,4), что указывает на Того, Кто только один родился у Отца (Лк.7,12; 8,42, 9,38; Евр.11,17) и потому есть единственный Сын Божий в прямом и собственном смысле, и только Его одного можно так называть, “ибо кому когда из Ангел
сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?” (Евр.1,5). Апостол Павел, отличая и отделяя Его от всех усыновленных Богом людей (Рим.8,14,15), называет Его “Сыном Божиим собственным” (греч. ̀ίδιοςΤ́ιὸςθεου̃ – Рим. 8,32), а также “рожденным прежде всякой твари” (Кол.1,5), что исключает любое предположение о тварности Сына Божия.
Священное Писание, свидетельствуя о происхождении Сына Божия через рождение от Отца, нигде не объясняет сущности последнего. В целях предотвращения различных заблуждений, антропоморфических представлений в этом вопросе следует указать на главные характерные особенности божественного рождения.
1.Рождение Сына есть рождение внутреннее, т.е. рождение из сущности Отца, о чем Отец Сам говорит Сыну: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс.109,3). Рождение Сына Божия от Бога Отца (в отличие от человеческого рождения) происходит без отделения Рождаемого от Рождающего, “Единородный Сын (есть) сущий в недре Отчем” (Ин.1,18). Таким образом, существо Сына не отделяется при рождении от Существа Отца: “Отец во Мне, – говорит Иисус Христос, — и Я в Нем” (Ин. 10,38), другими словами, у Отца и Сына одно и то же божественное существо: “ Я и Отец – одно” (Ин.10,30).
2.Рождение Сына Божия есть рождение совершеннейшее, т.е. это рождение в бестелесном, безвременном смысле; рождение, которое не внесло никаких изменений в безграничную полноту бытия как Отца, так и Сына. Бог Отец ничего не потерял и не приобрел для Себя в рождении Сына, у “Отца светов… нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1,17). И Сын Божий не имеет никаких ни недостатка, ни преимущества по сравнению со Своим Отцом, о чем и свидетельствует: “Все Мое Твое, и Твое Мое” (Ин.10, 17). Св. Кирилл Иерусалимский поясняет: “Отец, Родивший Сына, пребыл Отцем, и не изменился… и ничего не потерял, не умалился, не изменился; равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный”.
3.Рождение Сына есть рождение вечное, т.е. такое, которое никогда не начиналось и никогда не прекратится, оно непрестанно происходит вследствие такого свойства существа Божия, как неизменяемость. Священное Писание свидетельствует о том, что предвечное рождение Сына Божия происходило до творения ангелов: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс.109,3); согласно православному толкованию, Сын Божий рожден прежде появления света — “денницы” (т.е. прежде создания мира), и Сын Божий имел славу у Бога Отца “прежде бытия мира” (Ин.17,5). Св. Иоанн Дамаскин поясняет: Отец “рождает Сына нескончаемо и непрестанно (ὰκαταπάυστως), потому что Он безначален, не подлежит времени, нескончаем и всегда одинаков. Ибо что безначально, то нескончаемо”.
Источник