Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание
Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.
Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
отличать одно слово от другого;
быть показателем грамматической формы слова.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
Источник статьи: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/633-17_udarenie.html
Ударение: что нужно знать, чтобы правильно его поставить и успешно справиться с одним из заданий ЕГЭ?
Часть 1. Имена существительные
Определить, куда падает ударение в словах русского языка бывает очень непросто. Творо́г или тво́рог ? Жа́люзи или жалюзи́ ? О́тдал или отда́л ?
Начну с того, что ударение в русском языке свободное . Это значит, что ударение может стоять на любом слоге . Есть языки и с фиксированным ударением, такие как польский (ударение на предпоследнем слоге), чешский (ударение на первом слоге), французский (ударение на последнем слоге).
Как же русскому человеку определить, куда поставить ударение в слове и как его верно произнести?
Есть несколько правил , знание которых обязательно поможет вам выйти из этой непростой ситуации:
Наиболее частотными в процессе употребления в речи являются имена существительные. С них мы и начнём знакомство с ударениями!
Ударение в именах существительных :
- заимствованные слова , как правило, сохраняют ударение таким, каким оно было в языке-источнике: диспансЕр, жалюзИ, партЕр, пюпИтр, мЕнеджмент и др.
- в словах, оканчивающихся на -метр , ударение следует ставить на последний слог: киломЕтр, сантимЕтр и др.
- в сложных словах, сохраняющих значение «приспособление для транспортировки чего-либо» , со второй частью -провод ударение падает на корень -вод- : мусоропровОд, газопровОд и др. Искл. электропрОвод .
- в словах, оканчивающихся на -лог , ударение, как правило, падает на последний слог: диалОг, некролОг, монолОг, каталОг и др.
Отдельно стоит отметить существительное БАЛОВЕНЬ : ударение в этом слове падает на первый слог, но в производных от этого существительного словах ударение НЕ ПАДАЕТ на корень -БАЛ- , например: балОванный, баловАть, балУю, балУясь и т. д.
Важно запомнить, что есть ряд существительных, в которых ударение остаётся неподвижным, оно остаётся на корне :
Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/haknem_shkola/udarenie-chto-nujno-znat-chtoby-pravilno-ego-postavit-i-uspeshno-spravitsia-s-odnim-iz-zadanii-ege-5eb7fed97a0ac263c0dec21b
Adblock
detector
Источник
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
Источник
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. |
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
Упражнение к теме «1.7. Ударение»
►Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»
- 1.1. Звуки речи
- 1.2. Фонетическая транскрипция
- 1.3. Гласные и согласные звуки
- 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
- 1.5. Звуки речи и буквы
- 1.6. Слог. Правила переноса слов
- 1.7. Ударение
- 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
- 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
- 1.10. Согласные звуки
- 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
- 1.12. Правописание гласных после шипящих
- 1.13. Правописание гласных после Ц
- 1.14. Изменения согласных в речи
- 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
- 1.16. Полный фонетический разбор слова
Источник
Здравствуй, дорогой читатель! Первый шаг на пути к красивой и чистой речи – это правильная постановка ударений. Сегодня мы рассмотрим 5 несложных (но очень важных) правил постановки ударений в именах существительных.
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Правило первое: иностранные слова
В наши дни глобализация продвигается семимильными шагами. Каждый день наш словарь пополняется заимствованными (иностранными) словами. Но как правильно ставить в них ударения? Мéнеджмент или менеджмéнт? Диспансéр или Диспáнсер? Давайте разбираться.
- Правило: во всех заимствованных словах ударение сохраняется на том же слоге, что и в языке-родителе.
Но что делать, если ты не знаешь, на каком слоге ставится ударение в языке-родителе? Так как большинство слов заимствуется из английского и французского языков, то справедливо следующее:
- В английском языке ударения ставятся на первый слог, а в французском на последнем
Поэтому правильно говорить мéнеджмент (англ.) и диспансéр (франц.).
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Правило второе: неподвижное ударение
В русском языке есть слова, постановка ударений в которых не зависит от падежа. Пример: аэропо́рт — аэропо́рты, бáнт — бáнты и т.д. Чтобы облегчи́ть (про постановку ударений в глаголах будет отдельная статья) себе жизнь я придумал небольшое правило:
- Если слово состоит из одного слога, то при склонении ударение сохраняется на том же слоге
Простые и понятные примеры: те же бáнт — бáнты, шáрф — шáрфы, то́рт — то́рты и т.д.
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Правило третье: слова, оканчивающиеся на -лог
Почти все слова этого разряда пришли к нам из древнегреческого языка, поэтому данное правило можно (но не нужно!) отнести к правилу с иностранными словами.
- В словах, оканчивающихся на -лог, ударение ставится на последний слог.
Примеры: моноло́г, катало́г.
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Правило четвертое: отглагольные существительные
Про это правило забывают почти везде: на ТВ, в фильмах, сериал, песнях и т.д. Вопиющий пример: обеспéчение или обеспечéние?
- В существительных, образованных от глаголов, ударение сохраняется на том же месте, что и в глаголах, от которых это существительное образовано.
Поэтому правильно говорить: обеспéчить — обеспéчение!
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Правило пятое: слова с -провод
В этих словах также часто допускают ошибки, но правило прозрачно.
- Если слово означает приспособление для транспортировки чего-либо, то ударение падает на корень -вод-
Примеры: мусоропрово́д, водопрово́д. Исключение: электропро́вод (интуитивно понятно, что это слово выбивается из общего правила).
5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
В заключение предлагаю проверить, насколько хорошо закреплён материал. На второй картинке написаны слова с неоднозначной постановкой ударения, а на третьей картинке ответы!
Фотография тетради автора по русскому языку за 2-ой класс (Превью)
Фотография тетради автора по русскому языку за 2-ой класс (Превью)5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Фотография тетради автора по русскому языку за 2-ой класс (Превью)5 правил постановки ударений, которые нужно знать каждому
Подпишитесь на канал и поставьте лайк – мне нужна ваша поддержка! Спасибо за внимание:)
Источник