Какой иносказательный смысл содержится в сказке три бабочки

Какой иносказательный смысл содержится в сказке три бабочки thumbnail

Читательский дневник по немецкой народной сказке “Три бабочки”

Автор: устное народное творчество.

Название произведения: “Три бабочки”.

Число страниц: 4.

Жанр произведения: немецкая народная сказка.

Главные герои: три бабочки, Лилия, Тюльпан, Роза.

_______

Характеристика главных героев:

Три бабочки — добрые, верные и дружелюбные.

Лилия, Тюльпан и Роза — хитрые, не гостеприимные и жадные.

Хотели пустить только ту бабочку, что на них была похожа

___

Краткое содержание немецкой народной сказки “Три бабочки” для читательского дневника

Любили три бабочки веселиться.

Дни напролет они летали и кружили над цветками, радовались солнцу и играли.

Но однажды начался проливной дождь и трем бабочкам негде было укрыться от него.

Подлетели бабочки к Лилии и стали просится к ней в укрытие.

Но цветок хотел лишь пустить белую бабочку, потому что она была похожа на него.

Бабочка отказалась, и сказала, что готова прятаться от дождя только вместе с другими бабочками.

Тогда полетели бабочки к красному Тюльпану и стали к нему проситься в укрытие.

Тюльпан тоже готов был спрятать от дождя только красную бабочку.

Вновь бабочки отказались и полетели дальше.

То же самое повторилось и с желтой Розой.

В этот момент Солнце услышало, как сильно дружны бабочки и разогнало тучи с дождем.

Три бабочки стали снова кружить по лужайке, но к розе, лилии и тюльпану больше они не подлетали.

Так три цветка и засохли.

А бабочки продолжали кружиться и веселиться на лужайке.

План пересказа произведения “Три бабочки”

1. Три бабочки.

2. Начался проливной дождь.

3. Бабочки ищут укрытие.

4. Белая Лилия хочет пустить только белую бабочку.

5. Красный Тюльпан готов спрятать от дождя только красную бабочку.

6. Желтая Роза предлагает только желтой бабочке переждать дождь.

7. Солнце услышало слова трех бабочек.

8. Дождь закончился.

9. Бабочки снова играют и веселятся.

10. Роза, Лилия и Тюльпан засыхают.

Главная мысль немецкой народной сказки “Три бабочки”

Главная мысль сказки отображена в ее последних строчках: “…дружба – в любой беде опора”.

Главная мысль сказки заключается в том, что верные друзья никогда не бросят друг друга в беде.

_______

Чему учит немецкая сказка “Три бабочки”

Прежде всего, сказка про трех бабочек учит нас ценить дружбу и никогда не бросать своего товарища в беде.

Также сказка учит нас, что нужно быть добрыми и не судить людей по их внешнему виду.

Если бы цветки пустили всех бабочек, то в итоге они бы не засохли.

Также, произведение учит нас тому, что нужно уметь радоваться простым мелочам.

Краткий отзыв о немецкой народной сказке “Три бабочки” для читательского дневника

Сказка “Три бабочки” мне очень понравилась.

Это простое, забавное произведение, но которое учит нас самой важной ценности — дружбы.

Из сказки я понял, что нельзя выделять кого-то одного, а стараться со всеми найти общий язык.

Роза, Тюльпан и Лилия — глупые цветки, по моему мнению.

Ведь они выделяли только одну из всех бабочек, хотя могли спокойно спрятать от дождя всех.

Для себя я понял, что дружба — это самое ценное, что у нас есть.

Три бабочки оказались верными товарищами и не бросили друг друга мокнуть под дождем.

Я желаю, чтоб у каждого из нас были такие товарищи.

Сказка “Три бабочки” – это поучительное произведение, которое покажет вам, что такое дружба и научит быть преданным своим близким.

Какие пословицы подходят к немецкой народной сказке “Три бабочки”

“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

“Верный друг лучше сотни слуг”.

“Верному другу цены нет”.

“Друг верен, во всем измерен”.

“Верность познается во время больших смут”.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают.

Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали.

Так те и засохли одни-одинешеньки.

Неизвестные слова и их значения:

Пуще — еще больше.

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник

1. Ф.И.О. учителя  Гаврилкина Марина Владимировна

2. Класс: 4А        Предмет:  литературное чтение          

3. Тема урока: Три бабочки (немецкая народная сказка)

4. Тип урока: ОНЗ

 5. Цель: формирование читательской компетентности  при ознакомлении учащихся с произведением.

 6. Задачи: познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;

прогнозировать содержание произведения; находить ответы на вопросы, анализировать, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Используемые технологии: технология деятельностного метода

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, которое приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (предметные)

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы

Читает четверостишие, задаёт вопрос ученикам, настраивает на успешную деятельность.

Задают вопросы.

Добрый день, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Вы со мной согласны, ребята. Тогда начнем наш урок.

Прием

 «Идеальный опрос»

-Кто сегодня готов получить наивысшую отметку?

-Кто хорошо готов к уроку?

– Кто готов?

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание,

настроиться на успешную деятельность.

Оценивать уровень своей подготовки к уроку.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадывают загадки.

Предлагает  отгадать несколько загадок.

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар- птица),

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда (Мальвина)

К какому виду устного народного творчества можно отнести героев этих произведений? (Сказкам)

Формировать умение отгадывать загадки на основе ассоциаций; соотносить произведения к жанрам  по определённым признакам;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Постановка темы и цели урока.

Слушают вопрос, дает ответ на него.

Отгадывают ребус.

Называют тему урока, цель урока.

Слушают вопросы, дают ответы.

Выдвигают гипотезы

Задает вопрос.

На доске демонстрирует ребус

Выслушивает ответы детей.

Задает вопросы.

Записывает гипотезы на доске

Предположите, с какой целью я предложила вам эти загадки? (Будем изучать новую сказку)

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам

отгадать ребус.

 

  3  БА

Прием «Дешифратор»                                 

(Три бабочки)

Назовите цель урока?  

Как вы думаете, кто будет главными героями? (бабочки)  Какого цвета они будут? (красного, желтого, белого).

О чем может быть  сказка?  

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,  жанру и осознавать цель чтения

Планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, высказывать свои затруднения, формулировать тему и цель урока.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Выдвигают гипотезы

Чтение с комментированием

Выбирают подходящую гипотезу.

Записывает гипотезы на доске

Прием  «Предположение»

Откройте учебники на с. 50.

Прикройте текст руками и предположите по иллюстрации, о чем эта сказка?

Во время чтения.

1 абзац- все ли слова вам понятны? (напролет- каждый день)

2 абзац- назовите синоним слова «позволь» (разреши)

3 абзац- объясните значение выражения «еще пуще льет» ( еще сильнее льет)

как вы понимаете выражение «насквозь промокли» (совсем промокли)

 После чтения.

О чем эта сказка? ( о настоящей дружбе)

Найдите в тексте главную мысль? (Есть же на свете  такая верная дружба). Объясните, какой иносказательный смысл (скрытый) смысл содержится в сказке? (Друзья не должны оставлять друзей в беде).

Что произошло с цветами? (они засохли от одиночества). Что вы можете посоветовать цветам? (найти себе друзей)

Вернемся к гипотезам.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы, объяснять значение слов,давать нравственную оценку героям.

 Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Физминутка

Дети выполняют движения

Выполняет вместе с детьми.

Наши бабочки встряхнулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И нектара всласть поели.

Пробное действие.

Выбирают пословицу в качестве главной мысли произведения и объясняют свой ответ.

Выслушивает ответы.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Дружным людям никто не страшен.

Счастлив тот, кто имеет верных друзей.

А в чем еще счастье человека?

Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  в устной  форме;  слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слушают текст.

Отвечают на вопрос.

Зачитывает текст.

Задает вопрос.

Бог слепил человека из глины, но у него остался неиспользованный кусок.

– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье,- попросил человек.

Ничего не ответил Бог, а только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.

Как вы думаете, для чего?

Представьте, что вам достался этот кусочек глины. Чтобы вы из него слепили?

Воспринимать на слух художественное произведение, анализировать художественный текст,строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  в устной  форме;  слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Включение в систему знаний и повторение.

Работают в группах.

Наблюдает за происходящим.

Работа в группах. Придумать по одному вопросу для теста с тремя вариантами ответов.

 Проверка через документ-камеру.

Уметь работать в группе, формировать умение коллективной деятельности для достижения общей цели.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполняют тест

Проверяют свой тест.

Зачитывает вопросы с вариантами ответов

Вывешивает шкалу оценивания.

Пользуясь шкалой, поставьте себе отметку.

(нет ошибок- «5»

1-2 ошибки – «4»,

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «2»)

Выполнять работу самостоятельно; по шкале оценивания осуществлять самоконтроль,

формулировать и аргументировать свою позицию, обосновывать сделанные выводы, понимать свои ошибки, осознавать шаги на перспективу.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование потребности в систематическом чтении;

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подводят итог урока, делают выводы.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке одним из предложений.

  Сегодня я узнал…

 Было интересно…

  Было трудно…

  Я похвалил бы себя за…

  Урок заставил меня задуматься…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Оценивать собственную и коллективную деятельность,

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Домашнее задание.

Записывают в дневник.

Записывает на доске.

с. 50-51. (на выбор)

1. Пересказ сказки.

2. Пересказ от лица одной из бабочек.

3. Придумать другую концовку сказки.

Формировать наличие мотивации к творческой деятельности. 

Источник

Сценарий урока литературного чтения в 4 классе.

Учитель: Зорина Екатерина Леонидовна, МАОУ «Белоярская СОШ № 1»

Тема урока: «Немецкая народная сказка «Три бабочки» (УМК «Перспектива»).

Цель: познакомить обучающихся с народной немецкой сказкой «Три бабочки», отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.

Задачи:

–  отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, умения работать с текстом, учить понимать поступки героев;

– развивать память, речь, мышление, воображение и творческие способности;

– воспитывать дружеские отношения, любовь к природе, интерес к чтению и изучению творчества разных народов.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

познавательные УУД – анализировать текст, выделять в нем главную мысль, ориентироваться в книге, работать с дополнительной информацией, находить конкретные сведения;

регулятивные УУД – формулировать учебную задачу урока, планировать совместно с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

коммуникативные УУД – уметь сотрудничать с соседом по парте и в группе, приходить к общему решению в совместной деятельности, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:

личностные УУД – формировать систему нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, дружеское отношение к окружающим, ценность человеческой жизни), проявлять интерес к чтению и изучению творчества разных народов.

Предметные:

прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух произведение.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии (способы/средства реализации педагогической цели):

Технология системно-деятельностного метода, технология формирующего оценивания, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционные технологии, Сингапурские технологии.

Дидактический материал (оборудование): учебник «Литературное чтение» авторского коллектива  Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, QR-код с информацией о значении слова «бабочка», видеоролики о жанрах устного народного творчества, наглядный материал для урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Цель этапа: настроить на познавательную деятельность. Формирование регулятивных и личностных УУД.

Звучит песня «Дружба».

Партнеры по плечу дайте пять друг другу.

Партнеры по лицу – улыбнитесь друг другу. А теперь дружно возьмитесь за руки и пожелайте хорошего и продуктивного дня своим товарищам.

Девизом нашего урока будет:

Дружба – сила!

Дружба – смех!

Дружба Вам сулит успех!

Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок.

  1. Проверка домашнего задания

Цель этапа: формирование навыков и умения самостоятельной деятельности и подготовки обучающихся к самообразованию.

На прошлом уроке было задано дистанционное задание: выучить наизусть одно из произведений любого жанра устного народного творчества, записать видео и прислать в нашу рабочую группу в viber.

Спасибо, ребята, вы все дружно прислали свои видеоролики. Некоторые мы сейчас посмотрим.

Какие жанры вы сейчас услышали? Для чего мы учим жанры устного народного творчества?

Дети смотрят видеоролики, называют жанры устного народного творчества.

Отвечают.

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: активизировать знания об изученных жанрах устного народного творчества. Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД.

Молодцы, ребята, а какие жанры фольклора мы еще знаем?

(схема на доске)

Отгадайте несколько загадок.

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар- птица),

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда (Мальвина)

К какому виду устного народного творчества можно отнести героев этих произведений? (Сказкам)

Называют жанры устного народного творчества.

Отгадывают загадки.

  1. Постановка темы и цели урока.

Цель этапа:

помочь учащимся выдвинуть план действий. Формирование регулятивных и личностных УУД.

Предположите, с какой целью я предложила вам эти загадки? (Будем изучать новую сказку)

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам

отгадать ребус.

hello_html_5cf39f82.jpghello_html_54424b04.jpg

3 БА

hello_html_m2388b828.jpg

Прием «Дешифратор»

(Три бабочки)

Назовите цель и задачи урока.

Слушают вопрос, дает ответ на него.

Отгадывают ребус.

Называют тему урока, цель урока.

Слушают вопросы, дают ответы.

  1. Открытие новых знаний. Определение направления учебной деятельности.

Цель этапа: исследовательская познавательная деятельность, формирование метапредметных и личностных УУД.

Ребята, на парте у вас лежит карта урока, с которой мы будем работать в течение всего урока.

Ребята, а какое бы вы дали определение слову «бабочка»?

Словарь Ушакова Дмитрия: Николаевича.

Бабочка – полевое насекомое из разряда чешуекрылых, с двумя парами крыльев более или менее яркой окраски, покрытыми пыльцой.

Архитектурный словарь:

Бабочка – тип металлического крепления.

Словарь Ожегова Сергея Ивановича:

Бабочка – галстук в виде короткого жёсткого банта, по форме напоминающего бабочку.

Словарь символов:

Бабочка – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Большой словарь оружия

БАБОЧКА — разновидность китайского тесака с широким клинком.

Слушают вопросы, дают ответы.

Работают с информацией из различных словарей (программа

QR-код). Читают информацию.

  1. Физминутка

Цель этапа:

обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

Выполняет движения вместе с детьми.

Наши бабочки встряхнулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И нектара всласть поели.

Дети выполняют движения.

  1. Обобщение усвоенного материала, включение его в систему знаний.

Цель этапа: достижение предметных результатов, формирование личностных и коммуникативных УУД.

Немецкие сказки всегда очень интересны и поучительны. В это вы сегодня убедитесь.

Ребята, сейчас прочитаем сказку. Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в тексте слова, которые вам не понятны.

1 абзац- все ли слова вам понятны? (напролет- каждый день)

2 абзац- назовите синоним слова «позволь» (разреши)

3 абзац- объясните значение выражения «еще пуще льет» ( еще сильнее льет)

как вы понимаете выражение «насквозь промокли» (совсем промокли)

Ребята, а почему это произведение является сказкой? Что нужно нам повторить? (что такое сказка, признаки сказки).

Ищут в тексте незнакомые слова, подчеркивают простым карандашом.

Работают в группах. Работают с текстом. Записывают признаки сказки в карту урока.

  1. Закрепление новых знаний.

Цель этапа: выявление предметных результатов, реализация личностных и коммуникативных УУД.

О чем эта сказка? ( о настоящей дружбе)

Сейчас каждая команда придумает вопрос по содержанию сказки.

(Примерные вопросы:

Найдите в тексте главную мысль? (Есть же на свете такая верная дружба). Объясните, какой иносказательный смысл (скрытый) смысл содержится в сказке? (Друзья не должны оставлять друзей в беде).

Что произошло с цветами? (они засохли от одиночества). Что вы можете посоветовать цветам? (найти себе друзей).

Отвечают на вопросы.

Работают в группах. Слушают вопросы, дают ответы, записывают один любой вопрос в карту урока.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Цель этапа: Оценивание собственной и коллективной деятельности,

выделение необходимой информации,

реализация личностных УУД.

Раскрасьте бабочку зеленым, желтым или красным цветом. Красный – совсем непонятно;  жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто.

Посадите свою бабочку на ромашку.

Посмотрите, какая красивая получилась ромашка, какие разные получились бабочки, и всем хватило места. Так и мы с вами, все разные, но очень хорошо, когда мы дружим. Потому что дружба – одна из важнейших вещей на земле, а верная дружба – это дар, который нужно беречь.

Подводят итог урока, делают выводы.

Каждая группа представляет свой лепесток (в центре слово «дружба»).

Оценивают свою работу на уроке при помощи разноцветных бабочек.

  1. Домашнее задание.

Цель этапа: формирование навыков и умения самостоятельной деятельности и подготовки обучающихся к самообразованию.

На выбор:

  1. Дистанционное задание:

Выполнить проверочную работу на сайте «Российская электронная школа» по теме «Жанры устного народного творчества».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6473/train/

  1. с. 49-50.

Подготовить пересказ сказки от лица одной из бабочек.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Карты урока.

ФИ__________________________

1. Значения слова «бабочка»:

1__________________________

2__________________________

3__________________________

4__________________________

5__________________________

Самооценка на данном этапе:

2. Сказка – это _____________ о вымышленных лицах и __________, чаще с участием волшебных фантастических сил. 

Самооценка на данном этапе:

Признаки сказки:

1 ____________________

2_____________________

3_____________________

4_____________________

Самооценка на данном этапе:

3. Вопрос по содержанию сказки

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Самооценка на данном этапе:

ФИ__________________________

1. Значения слова «бабочка»:

1__________________________

2__________________________

3__________________________

4__________________________

5__________________________

Самооценка на данном этапе:

2. Сказка – это _____________ о вымышленных лицах и __________, чаще с участием волшебных фантастических сил. 

Самооценка на данном этапе:

Признаки сказки:

1 ____________________

2_____________________

3_____________________

4_____________________

Самооценка на данном этапе:

3. Вопрос по содержанию сказки

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Самооценка на данном этапе:

Приложение 2

Применение информационной технологии на уроке.

QR-коды с информацией из словарей о значении слова «бабочка»

QR-кода

QR-код

Информация QR-кода

1

Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича

Бабочка – полевое насекомое из разряда чешуекрылых, с двумя парами крыльев более или менее яркой окраски, покрытыми пыльцой.

2

Архитектурный словарь

Бабочка – тип металлического крепления.

3

Словарь Ожегова Сергея Ивановича

Бабочка – галстук в виде короткого жёсткого банта, по форме напоминающего бабочку.

4

Словарь символов

Бабочка – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

5

Большой словарь оружия

Бабочка – разновидность китайского тесака с широким клинком.

Приложение 3

Итоговое расположение материала на доске.hello_html_m5ace28ab.png

Источник