Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо thumbnail

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

  • большущая сивая грива;
  • большущая борода;
  • высокий рост;
  • крепкая фигура.

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп». Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!».

После гибели сына Матрены, заснул и «скормил свиньям» ребенка, Савелий уходит в монастырь. У Бога он просит не только прощения за судьбу Демушки, но и получения прощения от матери. Савелий – долгожитель. Он умирает в 107 лет. Жизнь и смерть были одинаково тяжелы. Если жизнь описывается целыми главами, но смерть несколькими фразами: «Сто дней не ел, хирел да сох…» «…и к ночи умер…»

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий – не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Милина Рафикова

    13/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Алексей Филатов

    14/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Настя Пашинская

    13/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Андрей Андреянов

    15/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Вика Женова

    17/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Максим Рубцов

    15/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Ирина Захарова

    15/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Анастасия Уварова

    17/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Александр Мазунин

    17/17

  • Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия кому на руси жить хорошо

    Марина Першина

    17/17

Источник

Савелий является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

Образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание, портрет богатыря святорусского Савелия

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину. Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.

Савелий – простой крестьянин, бывший крепостной (то есть бывший “барский” крестьянин):

“…Мы были тоже барские…”
“…С крестьянином Савелием…”

Савелий – родственник крестьянки Матрены. Он является дедушкой мужа Матрены:
“…Из всей семейки мужниной / Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…” (слова Матрены)
“…Сидели мы и плакали. / Я деду горе новое / Поведала свое…”

Савелий живет в селе Корежина:
“…Надели шапки рваные, / Худые армяки — / И тронулась Корёжина!..”

Читайте также:  Какие витамины содержаться в корне имбиря

Савелий – больной старик, но когда-то он был крепким богатырем:
“…Как ныли кости старые, / Лежал я на печи…”
“…Спина в то время хрустнула, / Побаливала изредка, / Покуда молод был, / А к старости согнулася…”

Савелий – долгожитель. Он прожил 107 лет:
“…Он жил сто семь годов…”

О внешности богатыря Савелия известно следующее:
“…Я вспомнила / Про богатырство дедово…”

“…С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал…”

“…Дугой спина у дедушки <…> Да распрямиться дедушка / Не мог…”
“…Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож?..” (*деревенский колодец)
“…спину старую / Пытался разогнуть…”

У Савелия несчастливая судьба (его иронично называют “счастливцем”):
“…Ну то-то! речь особая. / Грех промолчать про дедушку. / Счастливец тоже был…”

Савелий много пережил в своей жизни:
“…А господин Шалашников / С своей воинской силою? / А немец-душегуб? / Потом острог да каторга… / Окаменел я, внученька, / Лютее зверя был…”
“…Эх, доля святорусского / Богатыря сермяжного! / Всю жизнь его дерут…”
“…И долго, долго дедушка / О горькой доле пахаря / С тоскою говорил…”
“…За все страдное русское / Крестьянство я молюсь!..”
“…Сладка ли жизнь крестьянина?..”


Савелий – добрый человек:
“…Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…”

Савелий любит шутить:
“…А крепко досадят ему — / Подшутит…”
“…У свекра бровь рассечена, / У деда, словно радуга, / Усмешка на лице…”
“…Ты шутишь шутки, дедушка!..”
“…Сам над собой подтрунивал: / – Не правда ли, Матренушка, / На комара корёжского / Костлявый я похож?…” (шутит над самим собой)

Савелий – грамотный крестьянин. Он умеет читать, что было редкостью среди крестьян:
“…острог в Буй-городе. / Там я учился грамоте, / Пока решили нас…”
“…Увидела я дедушку: / В очках, с раскрытой книгою…”

Савелий – верующий человек:
“…Уйдет в свою светелочку, / Читает святцы, крестится…”
“…А с Богом спорить нечего, / Стань! помолись за Демушку! / Бог знает, что творит…”

Савелий – человек с сильным характером:
“…Сдавались люди слабые, / А сильные за вотчину / Стояли хорошо. / Я тоже перетерпливал…”

Савелий – свободолюбивый человек. Он не хочет быть рабом:
“…Клейменый, да не раб!..”

Савелий – гордый человек:
“…Вот были люди гордые! / А нынче дай затрещину — / Исправнику, помещику / Тащат последний грош!..”

“..Ну, ладно ж! черти сивые, / Вперед не доведется вам / Смеяться надо мной!..”

Савелий – храбрый и сильный человек. Он не боится ходить на медведя:
“…да с медведями / Справлялись мы легко. / С ножищем да с рогатиной / Я сам страшней сохатого…”
“…наступил на сонную / Медведицу в лесу. / И то бежать не бросился, / А так всадил рогатину…”

Савелий – терпеливый человек:

“…Я тоже перетерпливал, / Помалчивал, подумывал: / «Как ни дери, собачий сын, / А всей души не вышибешь, / Оставишь что-нибудь!..”

Савелий – выносливый мужчина:
“…Не выдрали – помазали, / Плохое там дранье!..” (Савелию кажется, что его хлестали плетьми не сильно)
“…Да нас дирал Шалашников / Больней – я не поморщился / С заводского дранья. / Тот мастер был – умел пороть! / Он так мне шкуру выделал, / Что носится сто лет…”

Савелий – русский богатырь. Однако, по мнению Савелия, богатырем является любой крепостной мужик:
“…А потому терпели мы, / Что мы – богатыри. / В том богатырство русское. / Ты думаешь, Матренушка, / Мужик – не богатырь? / И жизнь его не ратная, / И смерть ему не писана / В бою – а богатырь!..”
“…Все терпит богатырь! / И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится… / Ужли не богатырь?..”

Савелий похож на богатыря. Однако свою богатырскую силу он тратит на то, чтобы выживать “под розгами” барина:
“…Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? — / Под розгами, под палками / По мелочам ушла!..”

История жизни богатыря Савелия

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история.

Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:

“…Зато купцами жили мы…” 

“…Ну, жили – не тужили вы…” 

“…Да только ни помещиков, / Ни немцев-управителей / Не знали мы тогда. / Не правили мы барщины, / Оброков не платили мы, / А так, когда рассудится, / В три года раз пошлем…”

Однажды хозяин нанимает на работу управляющего немца. Немец разоряет крестьян, в том числе Савелия. Управляющий превращает жизнь крестьян в каторгу:

“…небывалое / Наследник средство выдумал: / К нам немца подослал…” 

“…И тут настала каторга / Корёжскому крестьянину — / До нитки разорил! / А драл… как сам Шалашников!..”

Устав от издевательств, крестьяне решают расправиться со злым немцем. Во время работ Савелий с товарищами закапывают немца в яме. Немец погибает:

“…Я в землю немца Фогеля / Христьяна Христианыча / Живого закопал…” 

“…а всей гурьбой / Христьяна Христианыча / Поталкивали бережно / Всё к яме… всё на край… / И немец в яму бухнулся…”

За это преступление Савелия отправляют на каторгу в Сибирь:

“…Я каторжником был…” 

“…Решенье вышло: каторга / И плети предварительно…”

“…Я старика столетнего / Звала клейменым, каторжным…”

Савелий убегает с каторги, но его ловят и возвращают на место:

“…Потом… бежал я с каторги… / Поймали! не погладили / И тут по голове…”

Богатырь Савелий проводит на каторге 20 лет, а затем живет в ссылке на поселении еще 20 лет:

“…А жизнь была нелегкая. / Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения…”

Наконец спустя много лет Савелий возвращается на родину с каторги. Он заводит семью:

Читайте также:  Где какой аспект содержится

“…Я денег прикопил, / По манифесту царскому / Попал опять на родину, / Пристроил эту горенку / И здесь давно живу…”

У Савелия есть дети и внуки. Старик Савелий очень любит своего правнука Демушку – сына Матрены:

“…Сто лет зима бессменная / Стояла. Растопил ее / Твой Дема-богатырь! / Однажды я качал его, / Вдруг улыбнулся Демушка…”

“…Иду домой, опять / Смеюсь, играю с Демушкой… / Бог видит, как я милого / Младенца полюбил!..”

Однажды Савелий нянчит Демушку и засыпает на солнце. В это время маленького Демушку загрызают свиньи. Савелий оказывается виновным в смерти собственного правнука:

“…Заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку…”

“..«Прости, прости, Матренушка! — / И повалился в ноженьки. — / Мой грех – недоглядел!..»..”

После смерти Демушки старик Савелий уходит на покаяние в монастырь и живет там некоторое время:

“…И я же, по грехам моим, / Сгубил дитя невинное…”

“….Он в своей каморочке / Шесть дней лежал безвыходно, / Потом ушел в леса, / Так пел, так плакал дедушка, / Что лес стонал! А осенью / Ушел на покаяние / В Песочный монастырь…”

Савелий молится о том, чтобы Матрена простила его за смерть Демушки. Матрена прощает Савелия. После этого старик возвращается жить домой:

“…Еще молюсь (не образу / Теперь Савелий кланялся), / Чтоб сердце гневной матери / Смягчил Господь… Прости! — / «Давно простила, дедушка!»…”

Вскоре старик Савелий заболевает и умирает от болезни:

“…Недолго прожил дедушка. / По осени у старого / Какая-то глубокая / На шее рана сделалась, / Он трудно умирал: / Сто дней не ел; хирел да сох…” 

“…И к ночи умер он…”

Это был цитатный образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия. 

Источник

Анонимный вопрос

23 января 2018  · 1,4 K

Образование: высшее (бакалавр + магистр). Увлечения: спорт, путешествие, кофе:)

Савелий – дедушка мужа Матрёны. Символизм образа Савелия состоит в том, что с одной стороны, он богатырь – наделен необыкновенной силой, защищает свои земли и свой народ, а с другой, он человек христианского наследия, верующий, мученик. Все это вместе определяет Савелия как символ русского народа, который ломается под тяжелым гнетом жизненных обстояте… Читать далее

Как вели себя люди из пришедшего каравана и чем заканчивается сказание М. Ю. Лермонтов?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Люди из каравана в стихотворении “Три пальмы” вели себя не лучшим образом. Они остановились в оазисе отдохнуть, но поведение их было похоже на типичных невоспитанных туристов в лесу: веселились, ели, а для костра выбрали единственные деревья, которые росли в оазисе – срубили все три пальмы и сожгли их, не подумав о том, что оазис мог быть служить тенистым пристанищем и другим путникам.

Какие проблемы подняты в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Основные проблемы, которые поднимает Некрасов в своей поэме, это:

1) Проблема народного счастья. Некрасов пытается ответить на вопрос, который задал ранее в другом своем стихотворении: “Народ освобожден. Но счастлив ли народ?” ,

2) Также остро стоит проблема нравственного падения человека. Из-за бедности, унижений и нищеты русские люди поставлены в такие условия, в которых им приходится наступать на нравственность, мораль и даже на человеческое достоинство. В результате они превращаются в бандитов, холуев и пьяниц.

3) И третья проблема, это грех. В погоне за счастьем люди грешат. И по мнению поэта, у них есть только один путь спасения души – это искупление грехов.

“Кому на руси жить хорошо”: какие главные персонажи произведения?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Главные герои поэмы Некрасова – это семь крестьянских мужиков из разных дереверь: Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров. Все они простые работящие крестьяне, только недавно получившие свободу.

Другие герои появляются в отдельных главах и кажды представляет определенную часть общества. Это Матрена Тимофеевна Корчагина – по мнению людей, счастливая женщина. Савелий Богатырь – старик-каторжник, ушедший в монастырь. Крестьяне -Ермил Гирин, Яким Нагой, Ипат. Выживший из ума старый князь Утятин, который никак не поверит, что крепостное право отменили. Поп – представитель духовенства. И Гриша Добросклонов – семинарист и представитель будущего.

В чём смысл названия поэмы “Двенадцать”?

Самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Двенадцать красногвардейцев — это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них — новая религия. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, — это символический образ поэмы.

Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать.

Читайте также:  Какое количество вещества содержится

А ещё число “двенадцать” – это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию.

Источник

Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.

Внешность героя

Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:

  • большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
  • большущая борода;
  • согнутая в дугу спина.

Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем

…на очеп я похож.

Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.

Особенность характера

О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:

«…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…».

Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен. На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия. Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.

Судьба богатыря

Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:

«Наддай»,

товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети. 20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.

Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,

«…скормил свиньям…».

От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца. Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Какими чертами наделил автор простого русского мужика:

Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

«…Клейменный, да не раб!».

Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.

Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.

Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

Источник