В каком предложении содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос

В каком предложении содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос thumbnail

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»

1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.

2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.

3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.

4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.

(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.

(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.

(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.

(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.

(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(34) Шаги заскрипели по лестнице.

(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.

(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.

(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?

(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!

(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.

(По О. Туберовской*)

* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ОГЭ ДЛЯ 9 КЛАССА

Составитель:  Дымбрылова Н.Ш.,

учитель русского языка и литературы

2016 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

      Тестовые задания состоят из 13 заданий (А1-А 13), которые выполняются на основе прочитанного текста.

     Ответами к заданиям  А1-А13 записываются в виде слово (словосочетания), цифры, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.

      Каждый ответ задания оценивается в 1 балл. Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания 1-13

     (1)Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. (2)Его не было видно. (3)Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

      (4)Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

      (5) С нами был маленький мальчик. (6)Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. (7)Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (8) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (9) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (10) Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

(11) Мы делали вид, что верили ему.

    (12) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

    (13) Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. (14) Мы притихли. (14) Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, – кто знает, что это мог быть за зверь!

(15) Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. (16) Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. (17) Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. (18) Наконец показалась полосатая шкурка. (19) Из зарослей вылез маленький барсук. (20) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. (21) Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

  (22) Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. (23) Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

(24) Запахло паленой кожей. (25) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. (26) Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (27) На озере и в лесу началось смятение. (28) Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

    (29) Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. (30) Я не поверил.

(31) Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. (32)Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. (33) Мне не хотелось двигаться. (34) Мальчик тянул меня за руку. (35) Он обиделся. (36) Он хотел доказать мне, что он не соврал. (37) Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

   (38) Я нехотя согласился. (39) Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. (40) От него тянуло грибами и йодом. (41) Около пня, спиной к нам, стоял барсук. (42) Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. (43) Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. (44) Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. (45) Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. (46) Потом он сел и заплакал. (47) Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. (48) Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

    (49) Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. (50) Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. (51) Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

   (52) С тех пор я его больше не видел.

(по К. Г. Паустовскому*)

*Константин Гергиевич Паустовский— русский советский писатель, классик русской литературы.

Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы.

А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему зверь прибежал к костру?»

  1. Зверь прибежал на запах жареной картошки.
  2. Зверь прибежал на огонь костра.
  3. Зверь прибежал на разговоры людей.
  4. Зверь случайно наткнулся на людей.

Ответ:_____________________________________________________________

    А 2. Среди предложений 31-37 укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово. Выпишите это слово.

   Ответ:_________________________________________________________

     А 3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяет ее значение «приближение»

Ответ:____________________________________________________________

    А 4. Из предложений 29-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-?»

Ответ:_________________________________________________________

  А 5.  Замените слово «зашипел» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________________________________________

   А 6. Замените словосочетание «морской шум», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________________________________

   А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Ответ:______________________________________________________

   А 8. Среди предложений  13-21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 Ответ:______________________________________________________

  А 9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

   Картошка жарилась на сковороде, (1) от нее шел острый вкусный запах,(2) и зверь, (3) очевидно, (4) прибежал на этот запах.

Ответ:_______________________________________________________

   А 10.   Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ______________________________________________________

   А 11.  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.

    Мы были уверены, (1)что огонь пугает зверей, (2)но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, (3)шумел высокой травой, фыркал и сердился, (4)но не высовывал из травы даже ушей.

Ответ:_______________________________________________________

  А12.  Среди предложений 28-37 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________________________________

А 13. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями . Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________________________________________

ОТВЕТЫ

№ задания

Ответы

1

1

2

32

3

прибежал

4

обожженный

5

шикнул

6

шум моря

7

Он бежал и голосил, ломал и плевался

8

15

9

3,4

10

5

11

1

12

32

13

4

Вариант 2.

Прочтите текст и выполните задания 1-13

(1)Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам.(2) Мы посадили зверька в пустой амбар.

(3)Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. (4)Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. (5) От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.

(6)Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. (7)Но напуганный зверёк молоко пить не стал.

(8)Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое — пусть оглядится, освоится на новом месте.

(9) Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. (10) Был уже вечер, скоро все легли спать.

(11) Ночью я проснулся. (12) Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. (13) Откуда же, думаю, он взялся? (14) Выглянул в окно. (15) На дворе уже светало. (16) Из окна был виден амбар, где находился лисёнок.

(17) Оказывается, это он так по – щенячьи скулил.

(18) Прямо за амбаром начинался лес.

(19) Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. (20) Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.

(21) Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.

(22) Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. (23)Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. (24)Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.

(25)Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.

(26)Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. (27) Что такое?.. (28)На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. (29)Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.

(30)— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. —  (31)Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду.(32) Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. (33)Ну и заботливая мамаша!

(34)Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. (35)А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.

(36)Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.

(37)Зато утром я поднялся  чем свет и сразу побежал к амбару. (38) На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. (39) Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. (40)Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.

(41) За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.

(42)— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!

(43) Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.

(44)С тех пор лиса в деревню больше не приходила.

(по Г. А. Скребицкому*)

*Георгий Алексеевич Скребицкий— писатель-натуралист.

Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы.

        А 1.  В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем лиса принесла мертвого зайчонка к амбару?»

  1. 21-24                       3) 25-26
  2. 27-29                       4) 30-33

Ответ:_____________________________________________________________

     А 2. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Ну и заботливая мамаша!»

  1. эпитет                             3) сравнение
  2. фразеологизм                 4) гипербола

Ответ:_____________________________________________________________

       А 3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки на –З и –С  следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»

Ответ:__________________________________________________________

     А 4. Из предложений 21-29 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: « В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН»

Ответ:__________________________________________________________

     А 5. Замените слово  «озирался»  в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:__________________________________________________________

А 6. Замените словосочетание «каменный фундамент» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:__________________________________________________________

    А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Ответ:___________________________________________________________

    А 8. Из предложений 22-29 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________

    А 9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

Видно,(1) лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, (2) вот она и залезла к соседям в курятник, (3)задушила курицу и принесла своему детёнышу.

За курицу папе пришлось заплатить,(4) к тому же здорово досталось от соседей.

Ответ:______________________________________________________

     А 10. Укажите сколько грамматических основ в предложении 25.

Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________________________

А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения с сочинительной связью.

Вдруг я увидел,(1) что из кустов выскочила лисица, (2) остановилась,(3) прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, (4) и вместо него послышался радостный визг.

Ответ:________________________________________________________

А 12. Среди предложений 41-44 найдите предложение с обособленным обстоятельством, обозначающим место. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________________________

А 13. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________________

ОТВЕТЫ

№ задания

Ответы

1

4

2

1

3

испуганно

4

каменный

5

осмотрелся, огляделся

6

фундамент из камня

7

я проснулся, поспешил навестить

8

26

9

3

10

3

11

4

12

43

13

3

Источник

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти.

(4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел.

(16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и взрослое отношение к себе.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией сталодля меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, топорекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я нестал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «РВЕНИЕ» (предложение 27).

1) старательность

2) горячее стремление

3) прилежание

4) желание

A3 Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои

успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном свещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанно

Источник